Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 338 
Next page End  

парадоксальность его структуры выражена в предельной степени. Дело в том, что совместная
данность начала и конца этого ряда необходимым образом заключает в себе потенциальную
возможность вернуться в этом ряду назад, от конца временного интервала к его началу. Этим
самым в структуре сенсорного времени как отображения времени физического оказывается
потенциально преодолимым такое фундаментальное свойство времени физического как его
принципиальная однонаправленность, т.е. сенсорное время обладает свойством обратимости.
Наряду с сочетанием последовательности и одновременности это свойство по понятным
причинам резчайшим образом противопоставляет сенсорное психическое время
отображаемому им времени физическому. 
Существенно, однако, подчеркнуть, что эта противопоставленность является
противопоставленностью в рамках общности, охватывающей копию и оригинал,
отображающее и отображаемое. Более того, эта противопоставленность особенностей
сенсорного времени свойствам времени физического служит необходимым условием
адекватного отражения физического времени во времени психическом, ибо без сочетания
последовательности, одновременности и длительности, создающего потенциальную
возможность движения в обоих направлениях, само отображение течения времени было бы
просто невозможным. Совершив серьезнейшую ошибку в своих конечных гносеологических
выводах, И. Кант был, однако, глубоко прав и безусловно проницателен, усмотрев в структуре
психического времени необходимое условие самой возможности опыта, взятого в его
целостно-предметной пространственно-временной организации. Весь вопрос, однако,
заключается в том, как возникают эти парадоксальные условия организации опыта и каково их
соотношение с отображаемой опытом объективной реальностью. 
Но какова бы ни была философско-гносеологическая интерпретация всей этой
парадоксальной ситуации, само наличие обратимости психического сенсорного времени,
базирующейся на сочетании последовательности, одновременности и длительности в
непрерывно-целостном ряду изменяющихся состояний, является фундаментальным
эмпирическим фактом, требующим своего научного объяснения. Вместе с тем именно
свойство обратимости – и это особенно существенно для настоящего контекста анализа –
воплощает в себе наиболее загадочную специфичность процесса памяти в ее
психологическом своеобразии, ту ее наиболее таинственную сущность, которая приводила
многих философов, в частности Августина и А. Бергсона, к выводу о тождественности памяти
и души, памяти и духа. 
Органическая связь обратимости сенсорного времени с памятью, обеспечивающая
возможность возврата к исходным точкам опыта, представляет собой только одну сторону
обратимости. Дело в том, что сама двунаправленность сенсорного времени имеет двойную
природу. Обратимость может быть связана с памятью только в том случае, если движение
совершается от настоящего к прошлому, и это как раз такое продвижение по оси времени от
конца к началу, которое необходимым образом связано с преодолением естественной
однонаправленности физического времени. Именно поэтому, очевидно, всякий возврат в
рамках сенсорного интервала, выраженный, например, в обратном счете или в продвижении
от конца речевой или музыкальной фразы к ее началу, связан со значительным усилием,
отмечаемым всеми, кто делал этот вопрос предметом рассмотрения. Это усилие, по-
видимому, необходимо для преодоления естественной асимметричности хода физического
времени, но преодоления, конечно, только в структуре сенсорного времени, отображающего
время физическое. 
Совершенно, однако, ясно, что если целостная непрерывность последовательного ряда
изменяющихся состояний в структуре сенсорного времени обеспечивает возможность
движения от конца к началу, т.е. от настоящего к прошлому, то в еще большей степени она
обеспечивает продвижение в противоположном, естественном направлении от настоящего к
будущему. Анри Бергсон (1911), сделавший на основании парадоксальной природы
психического времени свои ошибочные выводы, тем не менее совершенно справедливо
утверждал, что то, что мы называем настоящим, захватывает одновременно часть
Hosted by uCoz