Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 258 
Next page End  

что здравомыслия не достаточно даже в стенах родного дома. Этот факт осознан уже в древней Греции,
и тогда же были поставлены главные проблемы по развитию интеллекта людей. Разработанная для этого
логика весьма полезна, но недостаточна. Она не стала нормой сознательного ее применения. 
Проблема понимания
Что такое «способность понимания»? [129, Т. 4, с. 300].  Эту проблему анализировал Д. Локк,
включив термин «понимание» (understanding) в название главного своего труда, не корректно
переведенный как «разумения» [см. 91].
Решить эту проблему надо стандартным образом - построить сорит  категории «понимания». Тем
самым  следует осмыслить ступени  сознательного восприятия объекта или совершенства знания по
Канту [64,Т.8,с.318]. 
Ступени  отражения (восприятия) объекта 
И. Кант выделил семь ступеней познания мира [там же, с 321].  Ценность  такого подхода
несомненна. Ее   надо использовать при развитии своей способности мышления. И не следует
придираться к трактовке им самих ступеней. За два века  произошли изменения в их понимании.  У него
фактически имеется и то решение, которое следует признать адекватным нашим потребностям.  В
частности, суть понимания на основе соотнесения ясности, точности и т.д.
Сознание людей является главным фактором их жизни. Оно не одинаково у людей и зависит от
овладения наукой и лежащим в ее основе познанием, прежде всего интеллектом.
                      Интеллект
познание
наука
сознание
Общественное сознание остается совокупностью противоборствующих подходов или форм
общественного сознания (идеологий) - научного, магического, мистического, теологического, искусства,
здравомыслия, мифологии и т.д. Пока нет системной их трактовки. Из них считаем наиболее
плодотворным науку как основу сознания, которое определяет прогресс общества.
Степень развития  научного сознания и плодотворности обучения ему определяется  уровнем
развития науки. В связи с этим и надо осознать три уровня науки или научного восприятия
действительности с тем, чтобы на этой основе освоить высшую форму научного понимания
действительности. 
Наука возникла как знания по обеспечению жизни. Ее 
следует вести от умений по изготовлению первых каменных
орудий 2.5 млн. лет назад. Качественный скачок  произошел 40
тыс. лет назад.  По крайней мере в древнем Египте  5 тыс. лет до
новой эры уже  появилась особая форма  профессий.
Качественный ее скачок произошел  в античности 2500 лет назад - началось становление учений
(доктрин) как второй формы науки. Учения были призваны интегрировать накопленные знания. И тогда 
возникло научное осознание этой проблемы - суть науки как мудрости, ее интеллектуального основания
и т.п. Сама наука - натурфилософия приобрела важное значение в жизни общества, в воспитании
подрастающих поколений. В средние века обострилась проблема научного понимания действительности
и началась попытка реализации того, чего не дали учения - формирования такой науки, которая могла бы
быть единой идеологией общества. Рационализм попытался перейти к третьей форме науке -
теории.
Эта проблема не осуществлена в целом для всех наук, хотя многие из них находятся на разных стадиях
этого движения.
Мудрость проявляется посредством науки  [90,с.301]. Именно наука позволяет 17-летним
перенять мудрость 70-летних.
Главные признаки  форм научного сознания:
                             Познание  
          
----------+-------------¬
               Представление
постижение
понимание
               знания                    учения                   теория
               эмпиризм               рациональное        интеллектуализм
          чувства                  эрудиция                интеллект
описание               объяснение            обоснование
точность                ясность                   понятность
слова                      термины                 категории
образы                    мнения                   понятия 
               Наука
-------+------¬
знания
учения
теории
Hosted by uCoz