Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 258 
Next page End  

весь философский скарб — за исключением чистого учения о мышлении — станет излишним,  исчезнет
в положительной науке» [102,Т.20,с.525].
«Возведение философии в науку» (Гегель) началось с Аристотеля. Аристотель — первый пред-
ставитель науки о мышлении. Великий шаг в этом движении сделал Гегель, завершая философию в до-
научной форме. Маркс, Энгельс, Ленин внесли определ¸нный вклад в диалектизацию науки, оставив
классические образцы применения диалектического мышления к научному, позитивному объяснению
действительности — «впитания диалектики наукой».
Возведение философии в науку происходит всю историю е¸ развития. В древнем мире философы
держались вдали от общественной среды. Затем они стремились переделать мир по своему усмотрению,
затем «растворились» в обществе, т.е. перестали существовать в качестве особого сословия [34,с.212-
213]. Последняя фаза единения философов с обществом также проходит стадии:  первоначально фило-
софы стремились быть методологами науки и писали руководства для ума, затем  усилилось единство
философии и науки в трудах гениальных исследователей. Современная стадия наметилась и состоит в
том, чтобы поднять сознание всех, по крайней мере, активных людей до уровня теоретического  отраже-
ния действительности с помощью обучения их диалектическому мышлению.
«... Всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени ...» [102,Т.1,с.105].
Современный мир требует превращения философии в практический инструмент рационального пере-
устройства общества на пути к гуманистическому идеалу. Для этого должна качественно измениться и
сама философия и е¸ изучение. Перестройка философии намечается по многим направлениям и должна
состоять из многих изменений установившегося е¸ понимания. Из философии надо вывести историче-
ский материализм в качестве фундаментальной социологии, этику, эстетику. «Остаток» же философии
должен быть обособлен в качестве диамата, дающего самое общее понимание действительности (фило-
софская онтология) и теорий методологии и гносеологии, философски обеспечивающих все исследова-
ния действительности (Прил., рис. 36).
Развитие идеологии порождало адекватных ей персон (субъектов): магию представляли ведуны
(магистры); мифологию - мудрецы, волхвы; религию — теологи в разных формах; философию — фило-
софы; науку — исследователи. Предшествующие идеологи выполняли более широкие функции по срав-
нению с их преемниками. Например, теологи занимались не только идеологией в современном понима-
нии, но и нравственностью и вообще выполняли роль аутогенных врачевателей. Философы не охватыва-
ли всех функций теологов и поэтому речь ид¸т не о простой замене одних идеологов другими. Речь не
ид¸т о простом отрицании предшествующих идеологов, а о замене их современными специалистами —
исследователями, т.е. имеет место диалектическое снятие, сохраняющее вс¸ положительное в предшес-
твующих формах, преодолевающих вырождающиеся тенденции каждой из них (Прил., рис. 35).
Исторически мышление существовало не всегда, а только со средневековья, как утверждал Гегель
[34,с.253]. Сегодня обучение людей мышлению должно стать главным фактором движения к обществен-
ному идеалу. Условием решения этой задачи является разработка «морфологии мышления»
[37,Т.3,с.129
130], «теории законов мышления» [102,Т.20,с.367]. В.И. Ленин отмечал в качестве замеча-
тельного положения идею Гегеля о том, чтобы «царство мысли представить философски, т.е. в его собс-
твенной (NB) имманентной деятельности или, что то же, в его необходимом (NB) развитии..»
[88,Т.29,с.81]. Замечательной попыткой решения этой проблемы является учение И. Канта о семи
ступенях познания вообще [90, с.338].  До настоящего времени эта проблема не решена и интеллект, ме-
тодология, мышление остаются последними  «белыми пятнами» действительности (Прил., рис. 38).
Аморфное представление о мышлении существовало до Аристотеля. Разработка последним эле-
ментов теории мышления была исходным упорядочением операций с мыслями. В развитие этих пред-
ставлений внесли вклад многие исследователи, но задача не решена до сих пор. Особенно сложно с по-
ниманием диалектического мышления. Одним из главных тормозов в исследовании мышления является
общераспростран¸нное представление о существовании педагогического, экономического и т.п. форм
мышления. Тем самым мышлением называют не интеллект, а эрудицию, т. е. совокупность знаний по
определ¸нным сферам действительности. На самом же деле мышлением является не совокупность идей
по определ¸нным объектам, а процесс оперирования с ними, т. е. процесс выведения идей, их соотнесе-
ния с целью утверждения истинного понимания объекта. Мыслительные процессы одинаковы во всех
сферах действительности. Мышление — процесс сознательной деятельности с понятиями, инвариант-
ный к отображаемым объектам. Мыслительные операции могут быть частнонаучными, общенаучными
и всеобщими. К последним должны быть отнесены прежде всего логические, диалектические, матема-
тические операции по обработке сведений.
Hosted by uCoz