Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 258 
Next page End  

действительности наоборот: диалектика головы - только отражение формы движения реального мира,
как природы, так и истории» [102,Т.20,с.519]. «Великое значение разъяснений Маркса состоит в том, что
он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии ...»
[88,Т.33,с.98].
Мышление - развивающийся объект. «... Люди, развивающие сво¸ материальное производство и
сво¸ материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также сво¸ мышление и
продукты своего мышления» [102,Т.3,с.25].
        Развитие             
        мышления                      становление науки диалектики
     
-----+-----¬
          п 
  диалектики         становление диалектической  педагогики
        
--------
+------¬      
п
   диалектическое мышление
«... Мышление есть деятельность» [8,Т.1,с.249]. Эта деятельность развивается под воздействием
развития объектов. Поэтому имеется соответствие между развитием объектов и мышления, при этом
развитие объектов является исходным, а развитие мышления вторичным [102,Т.20,с.565] и
соответственно также соотносятся продукты мышления с развитием объектов. Диалектику следует
рассматривать как «единственно правильную форму развития мысли» [102,Т.13,с.497]. «...  Диалектика
... является нашим лучшим орудием труда и нашим острейшим оружием ...» [102,Т.21,с.302]. 
«Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с
основания е¸, - к истории, естествознанию, к философии,  к политике и тактике рабочего класса ... вот в
ч¸м их гениальный шаг впер¸д в истории революционной мысли» [88,Т.24,с.264]. «... Маркс применил
диалектику Гегеля в е¸ рациональной форме к политической экономии» [88,Т.29,с.160]. 
«... Без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм
не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного
миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести е¸ до конца с полным успехом, естественник
должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который
представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом. ... Без этого крупные
естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны в своих философских выводах и
обобщениях. Ибо естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой
революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни
в коем случае» [88,Т.45,с.29-30 и 31].
«Выработку метода, который лежит в основе марксовой критики политической экономии, мы
считаем результатом, который по своему значению едва ли уступает основному материалистическому
воззрению» [102,Т.13,с.497].
«Ты понимаешь, дорогой мой, что в таком труде, как мой, неизбежны недостатки в деталях. Но
композиция, внутренняя связь целого представляют собой триумф немецкой науки ...» [102,Т.31,с.154]. 
«Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы  каждое положение рассматривать лишь (
)
исторически; (
) лишь в связи с другим; (
) лишь в связи с конкретным опытом истории»
[88,Т.49,с.329]. 
«... Всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом
единства  мира, природы,  движения, материи ...» [88,Т.29,с.229]. 
«От живого   созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практике - таков диалектический
путь познания истины, познания объективной реальности» [88,Т.29,с.152-153].
«Развертывание всей совокупности моментов действительности (NB) = сущность
диалектического познания» [88,Т.29,с.141]. 
«Вся теория Маркса есть применение теории развития - в е¸ наиболее последовательной, полной,
продуманной и богатой содержанием форме - к современному капитализму» [88,Т.33,с.84]. 
Без диалектики наука на определ¸нном этапе своего развития запутывается в неразрешимых
логических и диалектических противоречиях [102,Т.20,с.21]. Современная действительность однозначно
подтверждает истинность данного положения Ф. Энгельса.
«Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории
человеческой мысли, науки и техники» [88,Т.29,с.131].
«Капитал» как «образец научного анализа одной - и самой сложной - общественной формации по
материалистическому методу, образец всеми признанный и никем не превзойд¸нный» [88,Т.1,с.140]. 
Hosted by uCoz