Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 258 
Next page End  

прогресс не исключает временных поражений сил добра, отстаивающих интересы  трудящихся. В то же
время несомненна победа гуманных сил цивилизации. И главным средством их победы могут быть
только духовные факторы общественного развития.
Высшей формой социальных факторов можно считать духовные. Сейчас нет определенности в
понимании самой сущности духовного. В литературе высказывают самые различные взгляды по этому
вопросу. Психика не сводится только к духовному, которое представляет всего лишь один элемент
психики, сознания людей. Духовное соответствует нравственности, интересам, но не сводится и к ним.
Простейшей формой духовного можно считать просвещенность людей, их эрудицию. На е¸ основе
произошло возрождение общества и она вс¸ еще является основным элементом современных
идеологий. Просвещенность принимала различные формы, в том числе в искусстве, живописи и т. д.
Просветительство проявляется в миросозерцании, миропонимании, мировоззрении. Особенно важное
значение просветительство приобрело с осознания принципа Ф. Бэкона: «Знание - сила». И до
настоящего времени этот лозунг не потерял своего значения.
Относительность простых форм духовности стала давно камнем преткновения для
общественного прогресса. Знание из силы вс¸ более становится тормозом, превращается в
догматические доктрины, идеологии, которые сдерживают общественный прогресс. Догматизация
знаний, доктрин вед¸т к ортодоксальному вырождению общества, к разрыву интереса и идей в
общественном развитии. Вс¸ это давно поставило проблему выхода на первый план интеллекта и
интеллектуального обоснования эрудиции, просвещенности. Интеллектуальность возможна только на
определ¸нном уровне эрудиции. В то же время вне интеллекта нельзя достигнуть адекватной
современным потребностям эрудиции, развить научное мировоззрение людей. 
Интеллект состоит в способности самостоятельного мышления людьми,  научного
моделирования всех объектов реальности, теоретического осмысления их. Интеллект есть движущее
ядро просвещенности, эрудиции и средство его развития. Однако интеллектуальность вс¸ еще проходит
долгие муки   родов и не стала нормой общественного сознания.
Просвещенность, эрудированность порой оказываются не достаточными. «Мудрое слово в устах
малоумного становится безумием» [72,Т.8,с.231]. В таком случае человек начинает действовать так, как
ему сказали надо было действовать прошлый раз и,  чаще всего, он действует невпопад. Полузнание -
опаснее незнания. При жизни «чужим умом», приходится обижаться на других, а не на себя.
Воспитание предполагает не только передачу знаний, но и, прежде всего, развитие их способности
мышления.
Интеллектуальность развивается с древности и вс¸ шире распространяется. В настоящее время
назрела необходимость очередного качественного скачка в этом направлении - необходимо обеспечить
большинство людей соответствующим современным потребностям интеллектом. Без этого общество не
выживет в современную эпоху.
Реакционные силы ведут психологическую, информационную «войну» против прогрессивного
мира. Противостоять им и тем более выиграть «войну» можно только в том случае, если обеспечить
интеллектуальную революцию. Движущей же силой интеллектуализации общества на современном
этапе общественного развития могут быть только интересы трудового народа. Приверженность
интересам эгоистической эксплуатации может быть достаточной для развития эрудиции,
информированности людей. Приверженность же интересам трудящихся, одержимость борьбы за их
интересы является исходным моментом для общественного прогресса на современном этапе. Только при
таком условии истина, правда становится главным орудием борьбы за общественный прогресс,
движущей силой современности. Идейность - высшая форма духовности, просвещенности. Она
возникает на основе эрудиции и интеллекта и становится для них ведущей силой.
Использование возможностей идейности зависит от овладения лежащим в е¸ основе интеллектом
во всех его формах. С древности известна идея лозунга: «Мышление - могущество (мощь)». Духовность
становится идейностью только при овладении интеллектуальностью. Вне интеллекта духовность
превращается в фанатизм, который чаще всего оказывается реакционной силой.
Идейная, в противоположность эгоистической, идеология служит трудящимся. К ней можно
прийти, только усвоив все накопленные обществом знания [88.41.303-305], развив способность
мышления, поняв закономерности общественного прогресса и поставив себя на службу интересам
трудящихся. Идейные люди должны решить поставленные прошлыми мыслителями проблемы, прежде
всего, сделать общедоступным само мышление. Для этого надо преодолеть господствующие ошибки в
понимании мышления как сумму догм, как эрудицию, которую якобы следует просто воспринять и тем
самым решить сегодняшние проблемы. Нет политических, экономических, педагогических при¸мов,
Hosted by uCoz