Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 258 
Next page End  

Работа не ограничивается позитивным пересказом приемов, а включает   минимум практических
заданий, примеров, упражнений. Эту часть работы, к сожалению, автор вынужден ограничить. Остается
надеяться на то, что тот, кто действительно намерен овладеть мышлением, использует богатейшие воз-
можности жизни для     тренировки своей способности.  С этой целью надо использовать ссылки в
тексте и уяснить соответствующие     элементы мышления на основе указанных в списке произведений.
Необходимо осознать и то, что работа написана на основе применения ее собственных рекомендаций и
может быть иллюстрацией мышления.
             Следи за тем, как здесь мой шаг ведет
             К познанию истин, для тебя бесценных, 
            Чтобы знать потом, где пролегает брод. [42,с.321].
Работа составляет всего лишь основной дидактический материал для овладения 
мышлением.
Более рациональна проработка системы дидактических пособий, в том числе категориального аппарата,
наглядно-образных представлений различных аспектов мышления, хрестоматии высказываний м-
ыслителей по данному вопросу, тестового контроля. Самым экономным способом овладения -
мышлением следует признать обучение на основе объединения возможностей устного объяснения
педагога,  и   системы дидактических пособий. 
Работа имеет более широкое значение, чем просто введение в  мышление. Фактически она
служит введением в методологию научного познания. Объясняя в целом все формы отражения мира
людьми, она ориентирует на их овладение с помощью специальных пособий.
При использовании текста пособия для самообразовании предлагаю следовать  некоторым реком-
ендация. Работа - не художественное произведение, а поэтому ее нельзя просто читать: бесплодна
простая ее читка. Если верить информатике, то необходима 80-300 кратная проработка, продумывание и
т.п. идей с тем, чтобы научиться мыслить самостоятельно. 
                 ПОВТОРЕНИЕ  -  МАТЬ УЧЕНИЯ 
Необходимо многократно читать пособие, руководствуясь рекомендацией Р. Декарта
[43,Т.1,с.307-308].  Нужна проработка разных книг по широкому кругу вопросов, являющихся
основанием диалектического         мышления. Полезны школьные учебники по биологии, монографии
по систематике животных,  работы по химии,  логике, психологии, педагогике. Особое значение имеет
выполнение упражнений
           Открой же разум  свой словам  моим
            И в нем замкни их;  исчезает вскоре
           То, что, услышав, мы не затвердим.  [42,с.332]
Овладение  мышлением представляет процесс восприятия, усвоения, понимания, признания [см.
88,Т.8,с.260; Прил., рис. 7].
Обучение предполагает прослушивание лекций, чтение учебников и первоисточников, продум-
ывание познанного самостоятельно и в процессе выполнения упражнений, обсуждения и т. п. Именно
такая многократная и многообразная проработка познаваемого служит развитию способности     м-
ыслить. Понимание диалектического мышления предполагает изучение диалектически написанных
работ по разным объектам с тем, чтобы         осмыслить использование диалектики в качестве прямого,
непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода     мышления.
Завершается овладение мышлением применением познанного в качестве руководства к действию и
решением на его основе жизненных проблем.
   Исходным пунктом для продуктивного обучения мышлению       может быть только признанная
практика диалектического мышления предшественников. Как ни мало такого накопленного опыта
общественного сознания, тем не менее, он существует и убеждает в возможности               мышления и
показывает различные его аспекты. 
С древности осознана необходимость обучения с помощью образцов, которым следует
подражать. В частности, Платон специально указывал на необходимость такого подхода: «... все в
древности были согласны, что надо упражняться на менее  важном и более легком прежде чем на самом
важном» [129,Т.2,с.277].  В таком случае использовали серию образцов мышления на примерах хорошо
известных явлений и полагали, что это «укажет путь исследования и объяснения» [там же с 278].
Основой овладения  мышлением могли бы быть различные произведения классиков науки.
Однако,   «образцы применения диалектики у Маркса» [88,Т.45,с.30] и у других классиков науки даны
на трудных для понимания объектах. Учебное адаптирование трудов классиков науки ждет  своих
Hosted by uCoz