Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 258 
Next page End  

«Для наук же следует ожидать добра только тогда,  когда мы будем восходить по истинной
лестнице,  по непрерывным, а не прерывающимся ступеням - от частностей к меньшим аксиомам и
затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим» [Ф. Бэкон: 17,Т.2,с.61]
В названном правиле диалектического мышления выделяют два хода мысли: первый ход мысли -
найти простую форму объекта («найти  ОVО» - яйцо (латынь) или «клеточку») и второй этап - «АВ
ОVO» («от яйца»). 
        1   этап                           «найти яйцо»
                        картофель
пюре 
котлеты
        2   этап                          «от яйца» 
Для понимания котлеты нашли ее предшественников, затем стали выяснять их свойства в
обратном направлении.  В таком случае вареный картофель является исходной, чистой формой
картофельных блюд, а котлеты - сложной, превращенной формой своих генетических
предшественников. Матрица такого объяснения  [102,Т.12,с.726-728]:
                              I. «Первый путь»
               чистая, исходная  
      превра-      
     превра-
                форма                             щенная                 щенная 
               объекта                            форма                   форма 
                                                        объекта                 объекта 
                              II.  «Обратный путь»                              
                 простая форма   
    сложная форма 
                  
                                                  простая форма
сложная форма 
Первый ход мысли («первый путь») - от сложной к простой форме объекта. Его функция состоит
в том, чтобы найти исходную форму объекта. Познанная исходная форма объекта всегда относительна и
прогресс исследований может всегда уточнить ее.  Найдя исходную форму объекта, необходимо 
отправляться в «обратный путь», последовательно объясняя общее и особенное,  преемственность и
новшество. Функция второго хода мысли состоит в том, чтобы построить ряд категорий, системно
отражающих общее и особенное познаваемых форм объекта. На основе такого ряда следует сформ-
ировать главную последовательность свойств непосредственно познаваемого объекта.
Категориальный ряд (цепочка, последовательность) картофельных блюд «картошка - пюре -
котлета» является примечательным. Он показывает историю возникновения котлеты как продукта
питания (филогенетический ряд), т. е. то, что общество первоначально освоило вареный картофель,
затем пюре и затем котлеты.  Эта последовательность показывает структуру современных картофельных
блюд. Она показывает наиболее изысканное картофельное блюдо. Этот ряд показывает
последовательность изготовления котлет (онтогенез), свойства картофельных котлет. Такие
последовательности, которые отражают одновременно историю становления объекта, структуру форм в
данное время и их перспективу  являются диалектическими или соритами. 
Из картошки, пюре и котлет - первое является самым простым блюдом. Свойства вареной
картошки являются исходными и отражают фундаментальные свойства всех данных картофельных
блюд. В них картофельная сущность данного продукта питания представлена в чистой форме. Пюре -
более сложный продукт питания по сравнению с вареной картошкой, обладает в определенной мере
свойствами вареной картошки, но помимо  этого имеет и некоторые дополнительные свойства -
измельченность картофеля и больше приправ. Пюре есть картошка и одновременно не есть картошка.
По сравнению с вареной картошкой оно обладает рядом свойств и является ее превращенной  формой.
Котлеты выступают еще более сложной формой картофельного продукта питания по сравнению с пюре -
придание ей конфигурации, наличие приправ, прожарка. Каждое последующее из них получается на
основе превращения предыдущего. Тем самым пюре есть превращенная форма картошки, а котлета есть
превращенная форма пюре. Картошка проще пюре, а пюре проще котлеты. 
   «Весь метод состоит в порядке и расположении тех вещей, на которые надо обратить взор ума,
чтобы найти какую-либо истину. Мы будем строго придерживаться его, если шаг за шагом сведем
запутанные и темные положения к более простым, а затем попытаемся, исходя из усмотрения самых
простых, подняться по тем же ступеням к познанию всех прочих»
Hosted by uCoz