Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 258 
Next page End  

банальна эта мысль, но не решены проблемы, которые обеспечивают мышление людей при понимании
любого объекта реальности. А поэтому приходится возвращаться в глубь истории общества на 2500 лет
для того, чтобы осознать адекватно важность мышления и то, что оно представляет собой, как оно про-
исходит и как овладеть им.      
Мышление возникает с помощью специального обучения. Для этого нужно субъекту объяснить
стихийно возникающую у него рассудительность, т. е. практическое использование основных приемов
логики, а затем поднять уровень их использования до сознательного метода мышления. Мышление мо-
жет быть элементарным, ограниченным или высокоразвитым, что и представляет собой естественный
интеллект людей.      
Приемы, операции мышления интегрируются все более в алгоритм - интеллектуальную техноло-
гию и интеллектуализируя общественное сознание. Сократ, Платон осознали эту тенденцию развития
человеческого духа и содействовали ей. Их вклад в это дело весьма существенен, но недостаточен. По-
ставленную ими проблему пытался решить Аристотель созданием логики. И его усилий оказалось недо-
статочно для того, чтобы сделать нормой мышление. Его постановка задачи была истинной. Для реше-
ния проблемы надо мыслить само мышление, т. е. сделать его объектом познания (метамышление). «Мо-
жет ли ум мыслить сам себя?» [8,Т.1,с.435]. «И он мыслим так же, как все другое мыслимое» [там же].
Аристотель анализировал «как именно происходит мышление» [там же, с. 433] или изучал «что такое
мыслительная способность» [там же, с. 401]. В то же время прав А. Бергсон: «Древние лишь приблизи-
лись к крайней форме изображения динамического в статических понятиях» [170,с.404]. Прав он и в
указании направлений решения этой проблемы: вычленить из здравого рассудка мето?
ы, ко
торые по-
зволяют статике переходить в динамику. Именно так была разработана математика, таков же путь для
разработки приемов понимания с помощью логики и диалектики. Этим путем шли Сократ, Платон,
Аристотель. Эстафету взяла на себя европейская философия, что дало основание А.Н. Уайтхеду напи-
сать: «Европейская философия выросла из диалогов Платона» [173].      
На всех этапах общественного развития это было понятно прогрессивным силам общества, а по-
этому они развивали философию, педагогику, просвещение с тем, чтобы научить население не только
грамотности, но и умению применять математику, логику, диалектику. Достигнутое весьма существен-
но, но оказалось недостаточным. Как много горьких слов высказали в связи с этим классики философии.
Ограничусь несколькими цитатами:              «Странное дело, но в наш век философия, даже для людей
мыслящих, всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает; она не находит себе при-
менения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле. Полагаю, что причины этого —
бесконечные словопрения, в которых она погрязла» [112,Т.1,с.177]. Монтень развивает эту мысль даль-
ше и показывает, что философию превратили в пугало, устрашающее род человеческий [ там же, с. 179].
В
то же время М. Монтень подчеркивает значимость философии для решения проблем. Он воспроизво-
дит идею Сократа о месте философии в жизни людей: «Для того, что я умею, сейчас не время: сейчас
время для того, чего я не умею» [там же, с.182]. Приглашенный к общей трапезе философ весь обед про-
молчал. Для объяснения своего поведения он сказал: «Кто умеет говорить, знает и время для этого».
В
то же время, в противоположность мнению Монтеня, философия Платона не развлекала во время пи-
ра, а использовала его для воспитания людей [там же, с. 183].      
Последующие философы подняли общий уровень науки, но не сняли проблему. А поэтому в кон-
це ХIХ века В. Минто признавал необходимость гениального решения проблемы с тем, чтобы сделать
мышление нормой общественного сознания. И до настоящего времени проблема не решена. И добро
сейчас терпит поражение потому, что народ не может применять логику и диалектику так, как он приме-
няет математику. Сейчас растет не только число безгра-
мотных, но и тех, кто не владеет математикой на уров-
не азов. Что же касается логики и диалектики, то даже
профессионалы этих наук не применяют их в повсед-
невной жизни и в своих научных трудах. Именно это -
камень преткновения современной цивилизации. 
1.2.3.23. Д. ФИЛОСОФИЯ И МЫШЛЕНИЕ
Отрицание интеллектуальной функции филосо-
фии многими авторитетами вызывает необходимость обращения к античной философии по этому во-
просу. Можно утверждать, что античная философия выполняла три функции:      
истинное объяснение объектов      
разработка необходимого для этого мышления      
обучение мышлению людей.      
                  Философия
  
-------+-------¬
вздорология  
    настоящая
/Карамзин/  
-------+------¬
          потенциальная
практи-
ческая
Hosted by uCoz