Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 373 
Next page End  

107
отрицательных пунктов должно быть уравновешено.
Таким образом могут быть отобраны и пункты для шкалы лжи.
Суммарный балл по этой шкале распределяется так, как показано на
рис. 12. В качестве критерия разделения испытуемых выбирается
критическая точка, которая позволяет минимизировать ошибки типа
«пропуск» (зачисление лживых испытуемых в число правдивых) и
ошибки типа «ложная тревога» (зачисление правдивых в число лжи-
вых). Положение критической точки на шкале можно менять в зави-
симости от баланса цены двух типов ошибок: в некоторых случаях
«пропуск» гораздо опаснее, чем «ложная тревога».
Рис. 12. Смещение распределения тестовых баллов по
«шкале лжи» к   полюсу высоких значений X при инструкции на
выполнение теста-опросника с позиции «идеального» человека
Фальсифицирующая инструкция используется также и для ис-
следования степени «скрытности-открытости» формулировок во-
просов. Например, испытуемым дается инструкция на симуляцию
высокой тревожности по опроснику MAS Ж. Тейлор. В этом случае,
как это уже было показано, ответы на многие пункты значимо изме-
няются. Такие пункты являются слишком открытыми — они инфор-
мируют испытуемого об измеряемом свойстве и позволяют ему вно-
сить тенденциозные искажения в результаты в своих интересах. 
3. С распространением факторного анализа чаще стала приме-
няться стратегия «балансирования социальной желательности». При
этом исследователь-психометрист задается целью обеспечить дис-
криминативную валидность своего теста относительно шкалы «со-
циальной желательности». Это достигается с помощью факторного
анализа корреляций между пунктами. Факторный анализ в примене-
нии к одномерному тесту-опроснику, как правило, выделяет два
фактора: относящийся к самому измеряемому свойству и относя-
щийся к социальной желательности. На рис. 13 схематически пред-
ставлено факторное пространство для опросника «Склонность к
риску».
Hosted by uCoz