Navigation bar
  Print document Start Previous page
 121 of 373 
Next page End  

121
биологической диагностике человеческого организма. Организм че-
ловека, его психика - это не агрегат, который произвольно можно
выключить на период от тестирования до реального испытания. Все
это время человек продолжает жить, активно взаимодействовать со
средой. Даже в изоляции, даже во сне мозг человека проделывает
большую работу, переводя полученную информацию из одних отде-
лов памяти в другие (Касаткин В. Н., 1967). Все это означает, что
принцип статистической экстраполяции результатов психодиагно-
стического измерения нельзя считать оправданным без проведения
специальных проверок.
Когда психолог по результатам тестирования регистрирует у
некоторого индивида А показатель Х
а
, а у некоторого индивида В
показатель Х
b
, так что Х
a
> Х
b
, то из этого вовсе не следует автома-
тически, что соотношение Х
a
> Х
b
сохранится в течение следующей
недели, месяца, года. Для принятия стратегии экстраполяционного
статистического прогноза требуется предварительно произвести эм-
пирическое измерение надежности - устойчивости (ретестовой на-
дежности) на заданном промежутке времени.
При этом важна не только длина отрезка времени между двумя
измерениями, но и его заполненность теми или иными значимыми
для индивида событиями. Приведем простой пример. Организовано
психологическое обследование абитуриентов вуза. Психологи пы-
таются измерить уровень интереса поступающих к избранной спе-
циальности Однако они применяют «лобовые» методики опроса, не
защищенные от преднамеренной фальсификации (абитуриенты соз-
нательно, или даже бессознательно, будут искажать результаты в
сторону повышенного интереса -
чтобы произвести благоприятное
впечатление). Фальсификация здесь - только один из возможных ис-
точников некорректности статистического прогноза. Для эмпириче-
ского измерения силы этого артефакта не обязательно проводить по-
вторное измерение через несколько лет. Имеет смысл провести по-
вторное обследование по той же методике всех студентов, сразу же
после их зачисления на первый курс. Если возникнет слишком много
перестановок типа Х
а
< Х
b
, то ранговая корреляция «тест -ретест»
окажется слишком слабой, и это доказывает неправомерность ис-
пользования «лобовой» методики для статического прогноза. Другой
возможный источник нестабильности ранговой шкалы (порядковой
шкалы теста) обусловлен в данном примере зависимостью уровня
интереса к предметной области от уровня знаний о предмете. В ходе
обучения в вузе студенты приобретают более детальные знания о
предмете, о своей успешности в освоении специальности, и от этого
уровень интереса может существенно изменяться. Конечно, этот
фактор - в отличие от фактора фальсификации - действует на более
длительных промежутках времени. И здесь опять же требуются спе-
Hosted by uCoz