Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 373 
Next page End  

155
ПДО - патохарактерологический диагностический опросник
(Личко А. Е., Иванов Н. Я., 1976,1981). Разрабатывался на материале
подростков-психопатов. Взаимосвязан с теорией акцентуированных
типов личности (Леонгард К., 1981) и с теорией личности как систе-
мы отношений (Мясищев В. Н., 1960). Одиннадцати шкалам соот-
ветствуют эмпирически выделенные типы акцентуации: гипертим-
ный, циклоидный, эмоционально-лабильный, астеноневротический,
сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, исте-
роидный, неустойчивый, конформный. Брошюрный вариант ПДО по
перечню вопросов приближается к СМИЛ, но от испытуемого требу-
ется сокращенный выбор из групп вопросов, собранных «тематичес-
кими» блоками: самочувствие, настроение, отношение к спиртным
напиткам, сексуальные проблемы и т. п. Нормы и ключи определены
на популяции подростков в условиях клинического обследования.
ПДТ - психодиагностический тест Л. Т. Ямпольского (Мельни-
ков В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Включает 174 вопроса, сгруппи-
рованных в 14 шкал:
десять первичных шкал: невротизм, психотизм, депрессия, со-
вестливость, расторможенность, общая активность, робость, общи-
тельность, эстетическая впечатлительность, женственность;
четыре вторичные шкалы: психическая неуравновешенность
(объединяет первичные шкалы 1,2 и 3), асоциальность (4 и 5), ин-
троверсия (6, 7 и 8), сенситивность (9 и 10). Шкалы отобраны на ос-
нове «экстремальной группировки» пунктов по результатам совме-
щенного применения СМИЛ и 16PF на испытуемых-спортсменах.
Интерпретацию шкал автор связывает со структурными моделями
личности Ананьева Б. Г., 1968 и Ковалева А. Г., 1965. Следует обра-
тить внимание на спорное, с нашей точки зрения, концептуальное
«оборачивание» иерархии черт, предлагаемое Л. Т. Ямпольским: бо-
лее локальные черты объявляются «индивидными», более инте-
гральные - «личностными». По-видимому, это не только терминоло-
гическое недоразумение, но результат различий алгоритмов «экс-
тремальной группировки» (Браверман Э. М., Мучник И. Б., 1983) и
алгоритма факторного анализа полной матрицы интеркорреляций
пунктов, используемого в исследованиях А. Г. Шмелева и В. И. По-
хилько (Шмелев А. Г., Похилько В. И., 1985). «Экстремальная груп-
пировка» дает относительно более локальные классы на множестве
пунктов, и это не позволяет исследователю увидеть глобальные фак-
торы. Тем не менее обращает на себя внимание соответствие четы-
рех вторичных шкал Л. Т. Ямпольского факторам: «невротическая
дезадаптация», «социальная желательность», «экстраверсия» (как
сила по возбуждению), «кортикальный контроль», рассмотренным
выше. Это тем более не позволяет согласиться с интерпретацией
данных факторов как личностных, так как здесь проявляется скорее
Hosted by uCoz