Navigation bar
  Print document Start Previous page
 164 of 373 
Next page End  

164
и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг
другу. Между ними имеется и различие, и единство» (Рубинштейн
С. Л., 1940, с. 538).
Основные положения теории способностей получили свое раз-
витие и конкретизацию в многочисленных работах по изучению об-
щих и специальных способностей. Здесь можно указать работы
Ананьева и его сотрудников, посвященные комплексному исследо-
ванию разносторонних особенностей и возможностей человека
(Ананьев Б. Г., 1980), работы Лейтеса об общих умственных способ-
ностях и одаренности в целом (Лейтес Н. С., 1971), а также целый
ряд работ по исследованию специальных способностей. К ним отно-
сятся изучение: математических способностей В. А. Крутецким и его
сотрудниками (1968), музыкальных способностей Б. М. Тепловым
(1961), организаторских способностей Л. И. Уманским (1968), педа-
гогических способностей Н. Ф. Кузьминой (1961), летных способно-
стей К. К. Платоновым (1972), художественных способностей Е. И.
Игнатьевым (1961).
Российскими психологами заложен прочный теоретический и
методологический фундамент исследований общих и специальных
способностей, получен богатый фактический материал, дана его со-
держательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разра-
батываются собственно диагностические методы. При изучении спо-
собностей используется широкий набор разнообразных методов: на-
блюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ про-
дуктов деятельности и др., но по формальным критериям эти мето-
ды, как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых
к методам психодиагностики. Необходимость же в таких методах
ощущается все более остро в связи с возросшими потребностями ис-
пользования психологических знаний в различных областях прак-
тики, в частности в работе психологической службы школы и про-
изводства.
В настоящее время в психологической диагностике выделяют
методы изучения общих и специальных способностей. Однако в са-
мих методиках такое разделение не всегда строго соблюдается. Как
мы увидим из дальнейшего изложения, в батареи тестов отдельных
способностей наряду с заданиями, направленными на изучение спе-
циальных способностей, включены задания, взятые из тестов интел-
лекта. В свою очередь, тесты интеллекта предусматривают изучение
специальных способностей (технических, математических). Интел-
лект длительное время рассматривался исследователями как единое,
неделимое свойство.
Собственно, тесты специальных способностей и стали разраба-
тываться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей
человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы
Hosted by uCoz