Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 373 
Next page End  

18
Термин «дифференциальная психометрика» в данной книге
обозначает науку о дифференциально-психологических измерениях.
Дифференциальную психометрику целесообразно отличать от «об-
щей психометрики» (Михалевская М. Б., Измайлов Ч. А., 1983). Об-
щая психометрика имеет дело с задачами измерения психологиче-
ских характеристик стимула, в частности, моделирует общепсихоло-
гические (справедливые для всех людей) функциональные зависи-
мости между свойствами стимулов и свойствами субъективных ре-
акций. В психофизике речь идет об установлении соответствий меж-
ду физическими характеристиками стимулов и субъективными ха-
рактеристиками ощущений (сенсорная психофизика
в социально-
психологических измерениях устанавливается соответствие между
рядами социальных объектов (например, разные виды рекламируе-
мых товаров) и определенными психическими реакциями (например,
на континууме от «очень нравится» до «очень не нравится»). В диф-
ференциальной психометрике числовые значения (ранги, категори-
альные шкальные значения) приписываются не стимулам, а индиви-
дам. Дифференциальная психометрика имеет дело с индивидуаль-
ными различиями между людьми в качественном и количественном
составе психических свойств, каковыми являются способности, от-
дельные когнитивные функции (память, внимание), мотивы, пове-
денческие черты, установки, оценки и самооценки, способы психи-
ческого самосохранения (психической защиты) и т. п.
По отношению к психодиагностике и дифференциальной пси-
хологии психометрика выступает в статусе технолого-методической
дисциплины: она обосновывает требования, которым должны удов-
летворять измерительные психодиагностические методы, обосновы-
вает процедуры их разработки и применения.
Основываясь на введенном выше основании классификации,
современные методы психодиагностики условно можно разделить
на две категории: 1) стандартизованные, измерительные методы (бу-
дем называть их в дальнейшем «тесты»), 2) экспертные методы, или
методы понимания (по традиции, они часто фигурируют под назва-
нием «клинические методы»). К первым относятся объективные тес-
ты и стандартизованный самоотчет, ко вторым - проективные и диа-
логовые методы. В основе первой категории методов лежит соблю-
дение достаточно строгих и сформулированных в явной форме пра-
вил. Эти методы обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз)
лишь с вероятностной точностью, этот диагноз оказывается более
надежным по отношению к группе испытуемых, чем по отношению
к отдельному испытуемому.
Экспертные методы в большей степени рассчитаны на профес-
сиональный опыт, психологическую интуицию самого психодиагно-
ста. Эти методы оказываются незаменимыми везде, где не разрабо-
Hosted by uCoz