Navigation bar
  Print document Start Previous page
 185 of 373 
Next page End  

185
тического осмысления явлений мотивации далек от своего заверше-
ния. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на
эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой
области, таких, как мотив и потребность. Так, в отечественных рабо-
тах мотив понимается и как осознанная потребность (Ковалев А. Г.,
1965), и как предмет потребности (Леонтьев А. П., 1975) и отожде-
ствляется с потребностью (Симонов П. В., 1981).
В контексте различных теоретических подходов различаются
и схемы анализа мотивации. В зарубежной психологии одной из
наиболее влиятельных остается реактивная схема S-O-R
(стимул-
организм-реакция). Развитие когнитивной психологии привело к по-
пыткам заменить мотивационные процессы информационными. Так,
в атрибутивном подходе Б. Вайнера, основанном на схеме S- когни-
ция -
R, мотивация сводится к промежуточному информационному
процессу, а мотивы - к перцепции; тем самым теряется качественная
специфика мотивационных образований.
Подробный анализ теоретических проблем психологии моти-
вации не входит в задачу данной книги. Здесь мы остановимся лишь
на некоторых теоретических различениях, необходимых для пони-
мания мотивационных явлений как объекта психодиагностики. При
этом мы будем исходить из того общего подхода к пониманию моти-
ва .как психического образования, которое заложено в определении
мотива как реального или воображаемого предмета потребности, по-
буждающего и направляющего на себя деятельность человека (Ле-
онтьев А. Н., 1975).
Обобщенность — специфичность предметного содержания
мотива. В содержании мотива можно выделить нечто специфиче-
ское, индивидуально-неповторимое, определенное конкретной уни-
кальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которого данный кон-
кретный предмет или явление - не более чем одна из возможных
форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание харак-
теризует уже не столько сам предмет потребности, сколько лич-
ность, эту потребность испытывающую. «Свойства характера - это в
конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно
появляющийся у данного человека при однородных условиях» (Ру-
бинштейн С. Л., 1973). В данном случае С. Л. Рубинштейн имел в
виду именно обобщенное предметное содержание мотива. Это же
содержание имеется в виду, когда говорится, например, о таких мо-
тивах, как мотив аффиляции, достижения, игры и т. п. В. Н. Мяси-
щев, использовавший для описания мотивационных явлений катего-
рию отношений, подчеркивал, что последние «могут приобрести ус-
тойчивость, выраженность, большую значимость и, продолжая оста-
ваться отношениями, становятся характерными для личности» (Мя-
сищев В. Н., 1958, с. 142).
Hosted by uCoz