Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 373 
Next page End  

190
прошлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда
человеку предлагается для выбора или оценки определенный пере-
чень мотивов, потребностей, интересов и т. д. Поскольку ситуация
является гипотетической, человеку бывает трудно ответить, как он
поступил бы. Кроме того, не все мотивы являются осознанными и
человек не может сказать о них что-нибудь определенное. Для осоз-
нания сложных мотивационных образований требуются специальная
деятельность, высокий уровень развития личности. Ответы на анке-
ты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Че-
ловек часто стремится к социально одобряемым ответам, т. е. на его
ответы сильно влияет фактор социальной желательности.
Перечень мотивов, которые обычно используются в этих мето-
дах, в основном состоит из конкретных мотивов. Эти методы чаще
всего используются не для изучения мотивации личности, т. е. про-
цессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а
для изучения мотивов учебной, профессиональной и других видов
деятельности. .
Некоторые конкретные методики можно найти в литературе
(Матюхина М. В., 1976; Прогнозирование социальных потребностей
молодежи. М., 1978).
В эту же группу входят методики измерения установок, кото-
рые построены таким образом, что о характере мотивационной пе-
ременной судят на основе высказываемого мнения. Возникает со-
мнение, действительно ли такие методики измеряют реальные уста-
новки человека. Существует много данных, показывающих несоот-
ветствие установки и поведения, т. е. расхождение между словами и
делами (Fishbein M., 1967). Возникающие здесь трудности связаны с
попытками предсказать поведение человека только по одной пере-
менной, не учитывая другие компоненты мотивации. Если даже ука-
занные методики действительно измеряли бы реальную установку,
то вряд ли и тогда этого было бы достаточно для предсказания пове-
дения. (Конкретное описание шкал см. в работах: Анастази А., 1982;
Ядов В. А., 1972).
«Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) (Ed-
wards
A., 1954) является опросником, который измеряет силу по-
требностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем (Murray
H.,
1938).
Для каждой из 15 шкал были выделены индикаторы потреб-
ностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар
утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора
одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выра-
жает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности от-
носительно других потребностей из перечня. По определению А.
Анастази: «Система отсчета такого показателя -это скорее сам инди-
Hosted by uCoz