Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 373 
Next page End  

20
обычными физическими измерениями, заключается в том, что здесь
сама процедура измерения взаимодействует с «объектом» измере-
ния, более того, рождается в этом взаимодействии, зависит от его
характеристик и «портится», если эти характеристики меняются. В
физических измерениях объект в значительных пределах пассивен и
не влияет со своей стороны на физический прибор. Человек, напро-
тив, всегда активен и может применять такую тактику, которую пси-
ходиагност при разработке методики вовсе не предусматривал. Диа-
пазон «срабатывания» теста довольно узок и фактически сводится к
той популяции, на которой происходила эмпирико-статистическая
разработка теста, обеспечивающая его надежность, валидность, ре-
презентативность тестовых норм. Узость этого диапазона можно
сравнить со свойствами пружинного динамометра из мягкого метал-
ла: достаточно тяжелый груз, выходящий по весу за допустимые
пределы, порождает в пружине необратимые деформации и наруша-
ет изометричность шкалы.
Для корректного применения- теста на новой популяции или в
новых целях (от целей зависит установка испытуемых в ситуации
тестирования) психолог должен провести серию предварительных
психометрических экспериментов, направленных на перепроверку
надежности, валидности и репрезентативности теста в новых усло-
виях. Перенесение теста с одной популяции на другую без проверки
как минимум однородности распределения тестовых баллов (устой-
чивости тестовых норм) может приводить к серьезным диагностиче-
ским ошибкам или к непроизводительным затратам на бесполезную
психодиагностику. К серьезным ошибкам может привести попытка
прогноза по результатам теста, не проверенного на прогностическую
валидность, - в этом случае психолог должен ограничиться лишь те-
кущим диагнозом.
Строгое следование требованиям психометрики особенно не-
обходимо при переносе тестов, разработанных за рубежом. В усло-
виях недостаточной разработки отечественных методик многие пси-
хологи склонны рассматривать в качестве готовых зарубежные ме-
тодики, тогда как реальные языковые и социокультурные различия
бывают столь сильными, что полная эмпирическая адаптация зару-
бежной методики по своему объему не уступает разработке ориги-
нальной методики. Это прежде всего относится к шкалам ценност-
ных ориентации, к характерологическим опросникам и другим лич-
ностным тестам. В данной книге читатели познакомятся с процеду-
рами, позволяющими проверить эмпирическую корректность тесто-
вых диагностических шкал. Для того чтобы убедиться в пригодности
того или иного зарубежного теста, психолог должен уметь повто-
рить процедуру, с помощью которой конструировался и обосновы-
вался этот тест его авторами. Если при конструировании многомер-
Hosted by uCoz