Navigation bar
  Print document Start Previous page
 211 of 373 
Next page End  

211
фразы из j-й темы, то ни класс можно отнести к i-и теме.
Сам подсчет тестового балла не сводится к применению клю-
чей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соот-
ветствующей кучке, чтобы приписать определенный балл мотиваци-
онной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут
быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количествен-
ных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с попу-
ляционными нормами (MMPI, 16PF), в данно м случае сравниваются
показатели внутри индивидуального профиля: выявляется порядко-
вая структура мотивационных тем, определяется, какие темы доми-
нируют, какие второстепенны, и т. д. Таким образом, применяются
ипсативные тестовые оценки. Простые статистические рассуждения
(хи-квадрат для оценки отклонения от равномерного распределения)
позволяют считать статистически значимым событием появление
класса численностью в 14 и более карточек¹.
При анализе диагностической продукции ТЮФ следует учи-
тывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не
только силу мотива, но и силу преграды. Поэтому мотивационные
структуры испытуемого интерпретируются либо в терминах пред-
мета потребности, либо в терминах преграды (фрустратора) потреб-
ности. Для различения предметного и преградного уровней содер-
жания актуальной мотивации необходимы дополнительные диагно-
стические критерии.
Темы, используемые в данной версии ТЮФ, не являются ре-
зультатом применения какой-либо теоретической системы класси-
фикации мотивов. Они были выделены эмпирически с помощью
кластер-анализа нескольких сотен опубликованных шуток, т. е. от-
ражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обы-
денного сознания. Автор теста дают предположительную теоретиче-
скую психологическую интерпретацию использованных тем, осно-
вываясь на трехуровневой схеме группировки личностных черт и
мотивов (Столин В. В., 1983):
1)  садизм: мотив - самосохранение; преграда- разнообразные
«агрессивные» факторы, угрожающие физической целостности ин-
дивида;
2)  секс: мотив - вступление в интимно-сексуальные отноше-
ния, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности;
преграда- внутренние трудности (недостаточная привлекательность,
скромность) и интериоризированные субъектом социальные запреты
на проявление сексуальности вне социальных ситуаций супружеской
интимности;
                                                                
1
Очевидно, сенситивен не только к мотивам как к устойчивым характеристикам личности, ной к
ситуационно детерминированным мотивационным состояниям. Разведение этих двух возмож-
ных диагностических результатов достигается с помощью отсроченного перетестирования.
Hosted by uCoz