Navigation bar
  Print document Start Previous page
 252 of 373 
Next page End  

252
ние дифференцирует полюс фактора «чувство отверженности» и
описывается противопоставлением следующих характеристик: при-
сутствие не связанных с семьей людей,.. «Я» единственная фигура -
отсутствие «Я».
Хоментаускас выделил и способы, при помощи которых дети
(7—8 лет) выражают свое отношение к конкретным нарисованным
людям.
Эмоциональное отношение ребенка, представленное фактора-
ми «сила-слабость», «любимость-нелюбимость», имеет четкую гра-
фическую презентацию посредством семантически насыщенных
средств выразительного языка рисунка.
Факторный анализ рисунков «сильного-слабого» человека вы-
делил тип рисования, в котором атрибуция «силы» передается глав-
ным образом посредством изменения соотношения высоты, ширины
и площади фигуры. Количественный анализ также выявил, что «си-
ла» передается посредством рисования поднятых рук, изображением
объектов в руках.
Факторный анализ «любимого-нелюбимого» человека выде-
лил два типа графической презентации. Для обоих характерна пере-
дача превосходства «любимого» над «нелюбимым» через количест-
во деталей тела, цветов, декорирования.
Таким образом, факторный анализ позволяет вычленить ос-
новные параметры эмоционального отношения ребенка к членам се-
мьи, соответствующие осям «симпатия» и «уважение» (Столин В.
В., 1983).
7.3.1. Диагностическая процедура
Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21 х 29
см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый,
желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нари-
суй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять,
что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть ис-
следования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог
должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания
не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35
минут). При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а)
последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в)
стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоцио-
нальные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться
получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают
следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они нахо-
дятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или
Hosted by uCoz