Navigation bar
  Print document Start Previous page
 261 of 373 
Next page End  

261
Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать.
Чаще всего это связано с негативным отношением к ней.
Последовательность рисования членов семьи может быть бо-
лее достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей
графической презентации фигур. Если нарисованная первой фигура
является самой большой, но нарисована схематично, не декорирова-
на, то такая презентация указывает на воспринимаемую ребенком
значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указыва-
ет на положительные чувства ребенка в его отношении к этой фигу-
ре. Однако если появившаяся первой фигура нарисована тщательно,
декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый ребен-
ком член семьи, которого ребенок выделяет и на которого хочет
быть похож.
Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начи-
нают рисовать членов семьи. Однако некоторые дети сперва рисуют
различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т. д. и лишь
в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть осно-
вание считать, что такая последовательность выполнения объектов
рисунка является своеобразной защитной реакцией, при помощи ко-
торой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще
всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуа-
цией, но это также может быть следствием плохого контакта ребенка
с психологом.
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, де-
талей указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные
движения человека иногда показывают актуальное содержание пси-
хики, так возвращение к рисованию тех же элементов рисунка соот-
ветствуют движению мысли, отношению ребенка и может указывать
на главное, доминирующее переживание, связанное с определенны-
ми деталями рисунка.
Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи
чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внеш-
ним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессозна-
тельном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет чело-
века или деталь, связанные с негативными эмоциями.
Стирание нарисованного и перерисование может быть связано
как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену се-
мьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный ре-
зультат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к
заметно лучшей графической презентации - можно судить о кон-
фликтном отношении ребенка к этому человеку.
Спонтанные комментарии часто проясняют смысл нарисован-
ного ребенком. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться.
Также надо иметь в виду, что кажущиеся иррелевантными коммен-
Hosted by uCoz