Navigation bar
  Print document Start Previous page
 260 of 373 
Next page End  

260
не рисует какую-либо из этих деталей: голову, глаза, нос, рот, руки,
туловище, ноги - на это надо обратить самое серьезное внимание.
Примером могут быть рисунки мальчика 7 лет. Он никогда не рисо-
вал нижнюю часть тела. В беседе с родителями выяснилось, что у
Них большую тревогу вызывал интерес мальчика к своим половым
органам. Несколько раз он был даже наказан за эту «познаватель-
ную» деятельность, которую родители восприняли как мастурбацию.
Такое поведение родителей индуцировало у ребенка чувство вины,
отрицание функций нижней части тела, что повлияло на его «Я-
образ».
У детей старше 6 лет в рисунках выделяются две разные схе-
мы рисования индивидов разной половой принадлежности. Напри-
мер, туловище мужчины они рисуют овальной формы, женщины -
треугольной. Если ребенок рисует себя так же, как и других членов
семьи того же пола, то можно говорить об адекватной половой иден-
тификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур,
например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сы-
на быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоцио-
нальные контакты.
Анализ процесса рисования. При анализе процесса рисования
следует обращать внимание на: а) последовательность рисования
членов семьи; б) последовательность рисования деталей; в) стира-
ние; г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигу-
рам; д) паузы; е) спонтанные комментарии. Известно, что за дина-
мическими характеристиками рисования кроются изменения мысли,
актуализация чувств, напряжения, конфликты. Анализ процесса ри-
сования требует творческого использования всего практического
опыта психолога, его интуиции. Несмотря на большой уровень нео-
пределенности, как раз эта часть интерпретации полученных резуль-
татов часто дает наиболее содержательную, глубокую, значимую
информацию.
По нашим данным, около 38 % детей первой рисуют мать, 35
% -себя, 17 % - отца, 8 % - братьев и сестер. Как при рассказе ребе-
нок начинает с главного, так и в рисунке первым изображает наибо-
лее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого чело-
века. Такое частотное распределение, наверное, обусловлено тем,
что в нашей стране мать часто является ядром семьи, выполняет
наиболее важные функции в семье, больше времени бывает с деть-
ми, больше, чем другие, уделяет им внимания. То, что дети первыми
часто рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как воз-
растной характеристикой. Последовательность рисования более ин-
формативна в тех случаях, когда ребенок в первую очередь рисует
не себя и не мать, а другого члена семьи. Чаще всего это наиболее
значимое лицо для ребенка или человек, к которому он привязан.
Hosted by uCoz