Navigation bar
  Print document Start Previous page
 272 of 373 
Next page End  

272
дети начиная с 3-4 лет давали цветовые ассоциации легко, с удо-
вольствием принимая задачу тестирования как интересную игровую
ситуацию. Даже аутичные, практически не способные к открытой
вербализации своих отношений дети давали легко интерпретируе-
мые ассоциации.
Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близо-
сти, симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родите-
лей, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напро-
тив, отвергаемый родитель ассоциируется с цветами, получившими
наибольшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагно-
стически значимым является не только ранг цвета, с которым ребе-
нок ассоциирует кого-либо из родителей, но и сам этот цвет. Так, ас-
социация с красным обычно указывает на доминантного отца или
активную, импульсивную мать. Ассоциация с зеленым говорит о
достаточно жестких отношениях в семье и может быть признаком
родительской гиперопеки. Ассоциация с серым свидетельствует о
непонимании и отгороженности ребенка от отца или матери.
Интересные результаты дает анализ цветового самообозначе-
ния ребенка -того цвета, с которым он ассоциирует самого себя. Чем
меньше ранг этого цвета в раскладке, тем выше уверенность ребенка
в себе, его самоуважение. Совпадение цветов, с которыми ребенок
ассоциирует самого себя и одного из родителей, свидетельствует о
наличию сильной связи с ним, значимости процесса идентификации.
Важную роль играет то, где в цветовой раскладке находится цвет са-
мообозначения: перед цветами, с которыми ассоциируются родители
(я хороший - они плохие), после них (я плохой - они хорошие) или
между ними (отношения диссоциированы).
При обследовании детей был выявлен интересный параметр
цве-тоассоциативных реакций, который характеризует меру их
сложности или, наоборот, стереотипыности. Он измеряется количе-
ством разных цветов, выбранных в ассоциативных реакциях к опре-
деленному набору стимулов: С = K/N, где С -сложность цветоассо-
циативных реакций, К - количество разных использованных в ассо-
циациях цветов, N - количество стимулов; данную формулу можно
применять при ¹ 8. Понятно, что С прямо зависит от количества
повторов при выборе цветов. По нашим наблюдениям, С растет с
возрастом. Малые значения С характерны для эмоционально недиф-
ференцированных подростков с чертами примитивности или шизо-
идности. В отдельных случаях малое значение С может свидетельст-
вовать о негативизме по отношению к лечению или обследованию.
Опыт использования ЦТО в комплексе с другими методиками
позволяет характеризовать ЦТО не только как метод выбора, но, во
многих случаях, и как единственный экспериментальный метод,
пригодный для применения в условиях детской клиники. Его про-
Hosted by uCoz