Navigation bar
  Print document Start Previous page
 298 of 373 
Next page End  

298
других; (Baumeister
R., 1982). Так, диссонанс понимается не как
следствие^ внутренней неспособности психики справиться с непо-
следовательностью, а как следствие самопрезентационных мотивов:
непоследовательное поведение угрожает разрушением публичного
образа. Было показано, что эффекты диссонанса, необратимости по-
стдиссонансной установки возникают лишь в ситуации публично-
сти, релевант-ней самопрезентационным мотивам (там же).
Экспериментально установлено, что лица с высоким и низким
самоуважением ведут себя по-разному в ситуации, когда о них сло-
жилось то или иное мнение у других. Баумейстер провел экспери-
мент, в котором испытуемые были поделены на основе опросника на
людей с высоким и низким самоуважением; кроме того, они оцени-
вались по лжеопроснику. Затем каждый испытуемый получал «лич-
ностный профиль», якобы основанный на его ответах. Одной поло-
вине испытуемых давался профиль эгоиста и эксплуататора, другой
половине — благородного и кооперативного человека. Половине ис-
пытуемых сообщалось, что их личностный профиль известен их
партнеру, другой половине это не говорилось. Каждый испытуемый
описывал себя своему партнеру и затем играл с ним в игру «дилем-
мы узников. (Партнером был помощник экспериментатора, который
играл по одному и тому же алгоритму.) Игра «дилеммы узников»
предполагает возможность выбора двух ходов у каждого из игроков,
но цена у каждого хода различна и зависит от ответного хода про-
тивника. В варианте, использованном в эксперименте, если игрок
делает ход «А», его выигрыш составляет 4 очка в том случае, если
противник делает тот же ход. 4 очка получает также и противник. Но
если игрок сделал ход «А», а противник - ход «В», то игрок проиг-
рывает 5 очков, а противник выигрывает 8 очков. Если игрок делает
ход «В», а противник - ход «А», то игрок выигрывает 8, а противник
проигрывает 5 очков. Если же оба делают ход «В», то оба выигры-
вают по 2 очка. Единственно выигрышной тактикой этой игре может
быть тактика кооперативная, когда оба партнера делают ход «А»,
при ходе «В» оба партнера в конце концов проигрывают. Игру мож-
но выиграть, воспользовавшись благородством партнера, обманывая
его ожидание ответного благородства.
В результате выяснилось, что в «публичных условиях» люди с
низким самоуважением в своем вербальном поведении и в процессе
игры следуют тому профилю, который им навязан экспериментато-
ром. Если это профиль эгоиста, то они не пытаются приукрасить его
дополнительной информацией и играют в игру эгоистично. Люди с
высоким самоуважением, напротив, ведут себя независимо по отно-
шению к профилю, хотя и с учетом его. Они приукрашивают себя в
вербальной самопрезентации и играют кооперативно, если партнер
считает их эгоистом, и, напротив, играют на выигрыш, если инфор-
Hosted by uCoz