Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 373 
Next page End  

301
жением относительности границ «Я», выходом на первый план дви-
жения вперед и изменений, признанием своей ограниченности. Из-
мерение самоотношения на этом уровне наиболее проблематично и
связано с различиями в степени честности отношения к себе и при-
знания изменчивости своего «Я».
Подробная уровневая концепция и самосознания, и личности в
целом предложена Э. Эриксоном (Erikson E., 1967).
В цикле проведенных нами исследований была сформулиро-
вана концепция уровневого строения самосознания, основанная на
учете характера активности человека, в рамках которой формируется
и действует его самосознание (Столин В. В., 1985).
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-
образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме
оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. По-
следнее -это переживание, относительно устойчивое чувство, прони-
зывающее самовосприятие и «Я-образ».
В содержании «Я-образа» выделяются две важнейшие обра-
зующие: 1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые
объединяют субъекта с другими людьми, - присоединяющая обра-
зующая «Я-концепции», или система самоидентичности, и 2) знания,
выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, - диффе-
ренцирующая образующая «Я-концепции». Это последняя обра-
зующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповто-
римости.
Вертикальное строение самосознания раскрывается как уров-
невое строение. Уровни самосознания определены уровнями актив-
ности человека, одновременно являющимся биологическим индиви-
дом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы
самосознания и его интегральные образования обслуживают актив-
ность человека на каждом из уровней, выполняя роль обратной связи
информацией о «вкладе» субъекта в его собственную активность.
Поскольку характер активности и характер ведущих потребностей
субъекта на каждом из уровней различны, различны и процессы, от-
ражающие эту активность, и итоговые, интегральные образования
самосознания.
На уровне биологического индивида (организма)
активность
субъекта определена системой «организм - среда», имеет прежде
всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосо-
хранении, нормальном функционировании, физическом благополу-
чии. В недрах этой активности формируется обратная связь в виде
ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые
слагаются в «схему тела». Схема тела - это, фигурально выражаясь,
«Я-образ» организма, который надо отличать от «физического Я»
субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В
Hosted by uCoz