Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 373 
Next page End  

37
психологической науке. В период зрелости в ней, как и везде, все
большее внимание направляется на способы познания и на критерии
обоснования истинности знания.
Второе принципиальное отличие связано со сравнительно но-
вой ролью теста как инструмента теоретического исследования в та-
ких, например, направлениях психологии, как изучение личности,
способностей. Здесь использование тестов позволило преодолеть
методологический тупик, в котором оказались авторы многочислен-
ных теорий, концепций, интуитивных догадок и иных умозритель-
ных построений, не видевших способа обоснования истинности сво-
их суждений. Непосредственное же обращение к практике как кри-
терию истины нередко дает противоречивые результаты, ибо дейст-
вительно научная аргументация требует определенного структури-
рования, опосредования, абстрагирования и, кроме того, методиче-
ской вооруженности исследователя.
Только в последние годы в психологии стала широко осозна-
ваться задача согласования теоретических разработок с эмпириче-
скими результатами, для чего стали необходимыми методы, позво-
ляющие это делать без заметной потери качества такого согласова-
ния. Тесты являются сейчас, по-видимому, наиболее развитой в на-
учном отношении частью методического арсенала, позволяющего
адекватно скреплять теорию с эмпирией, в соответствии с некото-
рыми известными стандартами качества информации. Именно такое
понимание тестов все в большей мере начинает утверждаться в но-
вейшей отечественной и зарубежной литературе (Анастази А., 1982;
Бурлачук Л. Ф., 1979; Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М.,
1983; Кулагин Б. В., 1984; Марищук В. Л. и др., 1984; Мельников В.
М., Ямпольский Л. Т., 1985; Практикум по .психодиагностике. Диф-
ференциальная психометрика, 1984; Психологические методы ис-
следования личности в клинике, 1978; Шванцара И. и др., 1978),
Обоснование качества результатов психологических исследо-
ваний требует обращения к внепсихологическим понятиям и крите-
риям: философским, логическим, математико-статистическим. В ча-
стности, философский элемент в теорию психологических измере-
ний вносит известный тезис о неизбежности погрешности измере-
ний. Критики психологических тестов нередко апеллируют к этому
тезису как к основанию принципиальной порочности тестов в смыс-
ле точности измерений. Неточные измерения, считают они, науке
вообще не нужны. При этом как-то забывается, что формой преодо-
ления этого философского скепсиса является тезис о возможности
приближенного измерения с достаточно приемлемой точностью.
Применение на практике последнего тезиса позволило получить, на-
пример в физике, те фундаментальные результаты, которыми эта
наука по праву гордится.
Hosted by uCoz