Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 373 
Next page End  

41
проблема обоснования научности тестов не закрывается. Из исполь-
зуемых сейчас двух критериев первый назовем общенаучным, а вто-
рой -специально научным. Их широкое применение - всего лишь
дань сложившейся в теории тестов традиции. В ряде наук идеи ва-
лидности преломляются в виде стремления обосновать истинность,
необходимость, системность, рациональность и др. Ключевым кри-
терием является истинность, которая связана со всеми остальными.
Валидность теста соотносится с истинностью через принцип пред-
метности знания, указывающего на степень его соотнесенности с по-
знаваемым. Но все это - область специального исследования, кото-
рое еще предстоит провести в процессе дальнейшего развития тео-
рии и практики применения психологических тестов.
2.2. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИВНОГО МЕТОДА
Проективные методики представляют собой специфическую,
довольно неоднородную группу психодиагностических приемов
клинической ориентации. Последнее означает не столько направ-
ленность проективных методик на выявление тех или иных анома-
лий личности, сколько способность методик прогнозировать инди-
видуальный
стиль поведения, переживания и аффективного реаги-
рования в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосоз-
наваемые аспекты личности.
История проективных методик - это и хронология, отмечаю-
щая особо важные вехи развития проективной техники, и история
развития проективного метода как целостного подхода к пониманию
природы личности и способов ее экспериментального изучения.
Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словес-
ных ассоциаций К. Юнга, созданного им в 1904-1905 годах. Метод
вызова ответных ассоциаций в психологии известен со времен В.
Вундта и , Ф. Гальтона, однако именно К. Юнгу принадлежат от-
крытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проек-
тивных методик, а именно возможность посредством косвенного
воздействия на значимые области-переживания и поведения челове-
ка («комплексы») вызывать пертурбации в экспериментальной дея-
тельности. Юнг показал таким образом, что бессознательные пере-
живания личности доступны объективной диагностике. Впоследст-
вии разнообразные варианты ассоциативного теста применялись для
выявления чувства вины (детекторы лжи М. Вертгаймера и А. Р. Лу-
рия), асоциальных вытесненных влечений (Дж. Брунер, Р. Лазарус,
Л. Постмен, Ч. Эриксен и др.), для отграничения нормы от патоло-
гии (Г. Кент и А. Розанов). Тесты незаконченных предложений и
рассказов также нередко считают ведущими свое происхождение от
ассоциативного-теста Юнга (АнастазиА., 1982; AbtL., BellakL., 1950;
Hosted by uCoz