Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 373 
Next page End  

6
кого проникновения часто недостаточно одного лишь психологиче-
ского чутья и интуиции, требуются специальные - психодиагности-
ческие - методы.
Внутренняя необходимая связь психологического консульти-
рования, немедицинской психотерапии и психодиагностики и обу-
словила название серии, в которой выходит данная коллективная
монография.
В самом общем виде психодиагностика – эта наука и практика
постановки психологического диагноза. Термин «психодиагности-
ка», распространившийся
в психиатрии после появления книги Г.
Роршаха «Психодиагностика» (Rorschach Н., 1921), довольно быстро
вышел за пределы медицины. Термин «диагноз» начал пониматься
как распознавание любого отклонения от нормального функциони-
рования или развития и даже как определение состояния конкретно-
го объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психиче-
ской функции или процесса у конкретного лица). Понятие «психо-
диагностика» распространилось и на профилактическое обследова-
ние индивидов и групп.
Диагностическое исследование (точнее - обследование) обла-
дает важной характеристикой, отличающей его от научного иссле-
дования. Психолог-исследователь (в том числе и исследователь в
области психодиагностики) ориентирован на поиск неизвестных за-
кономерностей, связывающих абстрактные переменные, использует
«известных» (т. е. определенных по какому-либо признаку) испы-
туемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпири-
ческой целостностью. Для пеиходиагностат-практика именно эти
индивидуальные
отличия и эмпирическая целостность являются
объектом изучения; он ориентирован на поиск известных законо-
мерностей в «неизвестных» обследуемых.
Психодиагностические задачи могут решаться различными
способами. Один из таких способов - это длительное наблюдение за
обследуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи (в ходе
консультирования, психотерапии). Другой способ - это наблюдение
за обследуемым в реальных условиях его жизни, например, наблю-
дение за поведением ребенка в детском саду. Эти способы дают
очень ценные сведения о человеке, однако они крайне трудоемки, не
всегда доступны и дают информацию не до начала работы психоло-
га, а уже в ходе такой работы (которая может оказаться и излишней).
Поэтому в психодиагностике получили распространение специаль-
ные методики, используемые не только в сфере консультирования и
психотерапии, но и во всех тех случаях, когда необходимо получить
оценку той или иной психической характеристики конкретного ин-
дивида. Эти методики обладают следующими особенностями: 1) они
позволяют собрать диагностическую информацию в относительно
Hosted by uCoz