Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 301 
Next page End  

личность. Ее вера — это личная убежденность, ее Бог — это личный господин и отец,
ее высшее откровение — личность Христа, единственный авторитет — личность
религиозного гения, цель спасения — личная милость Бога, общественный культ —
объединение личностей для лишенного жертвенности общения с Богом. Кто вместе с
Г¸те скажет: «Высшее счастье для детей земли — это личность» — тот, несмотря на
все несравненные ценности мистики, предпочтет библейскую религию. И кто верит в
мирские ценности, цели и задачи, тот больше сил для радостной работы над ними
почерпнет из религии откровения, чем из мистики, так как религия откровения дает
ему мужество крепко стоять на ногах на этой сотворенной Богом земле. Эта
сравнительная оценка обоих типов еще более повышает религиозно-историческое
значение Лютера, так как Лютер — не только реформатор христианской личностной
религии, но после новозаветных личностей самый гениальный продолжатель их идей.
Он превосходит всех прочих великих последователей протестантизма: Кальвина,
великого систематизатора теологии и церковного организатора, без сомнения, самой
великой евангелической личности на романской земле; Джона Бэньяна, «мастера по
котлам», баптиста-проповедника, который наряду с первым квакером Джорджем
Фоксом — самый великий религиозный деятель английской нации; Карлейля — этиче-
ского энтузиаста и Кьеркегора, пророчески провозгласившего иррациональность
христианства. Все эти герои протестантизма не могут сравниться с Лютером, который
занимает особое место в истории христианства и в истории религий вообще******.
Лютер принадлежит к тем немногим деятелям, которые сохранили самое
непосредственное значение для современности. Из его богатейшего наследия будущие
поколения почерпнут силу и радость.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Erl.-Luthers samtliche (deutsche) Werke. Frankfurt-Erlangen Ausg. Bd. 1—20. (2 Aufl.)
Lutheri opera omnia. Erlangen. 1829 ff. (romicne Banziffer). Walch-Walch. Luthers Werke.
Halle. 1740 ff. Weim.-Weimarer kritische Gesamtausgabe.
1. Denifle P. H. Luther und Lithertum in der ersten Entwicklung. (2 Bd. bearbeitet von A. M.
WeiB). 1904—1909.
2. Grisar S. J. H. Luther. 3 Bde. 1911 — 1912 (Steinlein H. Kritische Be-merkungen zur
Neuesten Lutherbiographie. Neue Kirchl. Zeitschr. 1911. 391 ff. 450 ff. 503 ff.).
3. Harnack Ad. Lehrbuch der Dogmengeshichte. III
4
. 1910.
4. Harnack Theod. Luthers Theologie mil bisonderer Beriicksichtigung seiner Versohnungs
— und Erlosungslehre I, 1862. II. 1886.
5. H e i 1 e r Fr. Das Gebet. Eine religionsgeschichtliche und religionspsycholo-gische
Untersuching. 1917.
6. Heitmuller W. Luthers Stellung in der Religionsgeschiphte des Christen-tums
(Universitatsrede zur 400 jahrigen Reformationsfeier). Marburg. 1917.
7. Herrmann W. Der Verkehr des Christen mit Gott im Anschlus an Luther dargestellt.
5
1908.
8. H о 11 К. Luthers Auffassung der Religion (Universitatsrede zur Reforma-tionsfeier).
Berlin. 1917. (Was verstend Luther inter Religion? Reformationsreden 4. 1917.)
9. Lehman E. Mystik im Heidentum und Christentum (Aus Natur und Geisteswelt). 1908.
10. Loofs Fr. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte,¹ 1906.
11. Loofs Fr. Luthers Stellung zum Mittelalter und zur Neu-Zeit. Rektorat-srede. Halle. 1907.
12. Otto R. Das Heilige. Uber das irrationale in der Idee des Gottlichen und sein Verhaltnis
zum Rationalen. 1917.
Hosted by uCoz