Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 301 
Next page End  

стороны, насколько нам известно, даже на первых этапах своей уже общественной
жизни [человек] проявляет очень большую беспечность к будущему. Но все же
относительно благодаря более высокому уровню своей умственной организации
человек характеризуется наиболее высокой способностью к сознательной предус-
мотрительности в деле удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей
предполагает со стороны организма деятельность, какие-то акты поведения. И то, что
несомненно особенно отличает человека от других животных, что, быть может, и имеет
наиболее глубокую грань между человеком и прочими животными это его неизмеримо
более высокая, чем у других животных, способность находить средства
удовлетворения потребностей и, в частности, его способность создавать необходимые
для этого орудия.
Несомненно, в значительной мере именно эта способность его, связанная опять-таки
с его более развитой нервно-мозговой системой, обеспечила ему не только победу в
борьбе за существование, но и то господство его над миром, которого он достиг.
Поэтому представляется чрезвычайно глубокой и по существу верной мысль
Франклина, что человек есть животное, умеющее производить орудия.
Однако выше было уже со всей определенностью отмечено, что человек вне
общества, человек только как продукт природы — собственно абстракция. Реальный
человек и реальные свойства его, с которыми мы имеем дело, изучая общество, это есть
человек, уже живущий в обществе, это и есть его свойства, которые сложились не
только под влиянием природы, но и культуры.
Выше мы пытались отметить некоторые существенные для нас черты психо-
физической организации человека, рассматривая его именно как продукт естественно-
органической эволюции, и следовательно, сознательно игнорируя все то, что
привносится в эту организацию влиянием условий общественной жизни. Теперь мы
должны восполнить как раз этот пробел и тем самым получить то представление о
человеке, как атоме общества, каким он реально является. По выражению Аристотеля,
человек — животное общественное, он живет в обществе. И если человек является
исходным атомом общества, если без учета его психо-физических свойств нельзя
понять общественную жизнь, то, с другой стороны, сама психо-физическая структура
человека меняется под влиянием условий общественной жизни. Космическая и
органическая эволюция совершается медленно. Медленно меняется под влиянием ее и
человек. В соответствии с этим с точки зрения масштабов длительности общественно-
исторического процесса человек как продукт космической и органической эволюции и
его психо-физическая организация может рассматриваться как явление данное,
достаточно устойчивое и мало изменчивое. Но то, что дано от природы под именем
человека, как мы видели, — это животное существо, мало отличное от некоторых
других видов животных, существо с примитивным уровнем психики, с ограниченным
кругом переживаний и потребностей, владеющее лишь простейшими естественными
способами их удовлетворения. Однако вместе с тем естественный или данный от
природы человек, как показала его история жизни в обществе, представляет собой
существо с огромными потенциальными способностями к психо-физическому
развитию и усовершенствованию, в значительной мере tabula rasa, на которой подхо-
дящие условия могли выявить продукт сложного содержания, превратив его в аппарат
весьма тонкой и многообразной деятельности. Такими условиями и явились именно
условия общественной жизни человека. Сложные и изменчивые, именно эти условия по
преимуществу актуализировали огромные потенциальные способности человека к
психическому развитию. Общественные условия, несомненно, оказывают в известных
пределах влияние и на биологические свойства человека. Но особенно значительно и
глубоко их влияние на его психические способности. Можно считать достаточно
установленным, что именно в условиях общественной жизни и под влиянием их так
Hosted by uCoz