Navigation bar
  Print document Start Previous page
 198 of 599 
Next page End  

различные группы многократно воспроизводятся, закрепляются соответственные личностные
новообразования, в результате складывается достаточно устойчивая структура личности. Социальная
ситуация развития, где происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой
развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика
последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из
коих доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности определяется типом
группы, куда она интегрирована.
ЛИЧНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ЭПИГЕНЕТИЧЕСКОЕ
- согласно Э. Эриксону - непрерывный
восьмиэтапный процесс развития личности от младенчества до старости, где каждый этап - особая
альтернативная фаза решения возрастных и ситуативных задач развития. К этим кризисным фазам
относятся:
1) базисное доверие / недоверие к миру;
2) автономия / чувство зависимости;
3) инициативность / чувство вины;
4) производительная деятельность предметная / чувство неполноценности;
5) идентичность / диффузия идентичности;
6) интимность и солидарность / изоляция;
7) творчество / застой;
8) эго-интеграция / разочарование в жизни.
Преодоление этих этапов предполагает борение личности с собой и обстоятельствами с целью
обретения идентичности.
ЛИЧНОСТЬ: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
- сознательный акт выявления и утверждения
собственной позиции в ситуациях проблемных. Его особые формы - самоопределение коллективное и
самоопределение профессиональное.
ЛИЧНОСТЬ: ТИП
- в качестве основных критериев, по коим можно разделять людей на
определенные типы, предлагались самые разные варианты: А. Бине разделял людей на объективный и
субъективный типы; А.М. Джордан - на рассуждающий и активный типы; У. Джемс - на рациональный
и эмпирический; Г. Гросс - на глубоко-узкий и мелко-широкий. Э. Шпрангер, Э. Кречмер, У. Шелдон,
К.Г. Юнг также предложили свои типологии. В типологии А. Пьерона выделяется 56 различных типов.
ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ - объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек
выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе
активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения
индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся
системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях
к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл
их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или
«социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность,
направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества
встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные,
порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.
Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но
совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения
происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение.
Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально
действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при
переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда -
эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в
русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» - в возрасте
дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных
побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки
Hosted by uCoz