Navigation bar
  Print document Start Previous page
 214 of 599 
Next page End  

там «ближе всего» хранятся прерванные действия и соответственные им ситуации. И человек, даже
иногда осознанно, пытается завершить прерванное действие, что, однако, возможно лишь в
символическом плане. «Возврат» к прерванному действию происходит, даже когда оно состояло в
сокрытии смысла, в искажении значения обстоятельств согласно своим интересам. При этом
символическом завершении действия человек применяет особенно присущие ему решения,
составляющие его индивидуальный стиль.
Отсюда понятны требования к проективным стимулам: степень их определенности или
неопределенности задается их применимостью для тех или иных замещающих действий, сопряженных с
преградными смыслами разной степени конкретности. Так, таблицы теста апперцептивного
тематического соответствуют смыслам, связанным с препятствиями, кои могут быть как-то
опредмеченными. Таблицы теста пятен Роршаха соответствуют смыслам препятствий обобщенного,
недостаточно предметного характера, природа коих может лежать в самых общих особенностях
индивидуального стиля человека - в особенностях функционирования его сознания и пр. Эти
особенности менее всего доступны осознанию, ибо осознание того, о чем думаешь, куда проще и
доступнее осознания того, как думаешь.
Возможны иные обоснования метода проективного, в рамках иных теорий и концепций.
Подобные рассмотрения приводят и к пониманию некоих принципиальных трудностей. Так,
принципиально затруднителен переход от особенностей, проявляемых при выполнении тестов, к таким
образованиям личности, как мотивы, отношения, установки, конфликты, защиты и пр. Пока не
поддаются выявлению содержательно смыслы личностные и место их в структуре личности.
С позиций психоанализа, объект методов проективных - глубоко конфликтная дезадаптированная
личность. Поэтому методы, используемые в системе психоанализа, имеют такие отличительные
особенности:
1) направленность на диагностику причин дезадаптации - бессознательных лечений, конфликтов
и способов их разрешения - механизмов защитных;
2) трактовка всего поведения как проявления динамики бессознательных влечений;
3) предпосылка любого проективного исследования - неопределенность условий тестовых -
интерпретируется как снятие давления реальности, в отсутствие коего, как предполагается, личность
проявит внутренне присущие ей формы поведения.
Метод проективный в рамках концепций психологии холистической: ядро личности
представляется состоящим из субъективного мира желаний, мнений, идей и прочего, а
взаимоотношение личности и ее окружения социального являет собой структурирование «пространства
жизненного» для создания и поддержания «мира личного». Эти отношения моделируются проективным
экспериментом, и метод проективный выступает как средство познания содержания и структуры «мира
яичного». На первом плане -
диагностика индивидуальных особенностей личности и способов ее
нормальной адаптации.
Многие психологи довольно низко оценивают метод проективный как психометрический
инструмент, в частности из-за существования проблемы надежности и валидности тестов проективных
вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.
Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных - отказ от понятия
проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода - концепция искажения
апперцептивного.
МЕТОД ПРОСЛУШИВАНИЯ ДИХОТИЧЕСКОГО
- метод, предназначенный для анализа
внимания селективного и асимметрии межполушарной мозга головного. Характерен одновременным
предъявлением различных звуковых стимулов в правое и левое ухо (=> слушание дихотическое).
Этот метод позволил показать, что больший объем и точность воспроизведения стимулов
речевых у правшей достигается при их предъявлении на левое ухо (эффект уха правого), а неречевых - на
левое (эффект уха левого).
МЕТОД ПРОФИЛЕЙ ПОЛЯРНЫХ - способ описания и оценивания анализируемых объектов -
понятий, установок социальных, стереотипов социальных и прочих - с помощью набора биполярных
шкал, заданных противопоставлением прилагательных, существительных или развернутых
высказываний (например, твердый - мягкий, теплый - холодный, и пр.). Разработан Ч. Осгудом и
Hosted by uCoz