Navigation bar
  Print document Start Previous page
 393 of 599 
Next page End  

2) формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний
управляемого объекта в заданном направлении;
3) организация исполнения решения.
Так, на совещаниях руководитель изучает состояние управляемого объекта по докладам
подчиненных, формирует на этой основе новые программы действий или уточняет прежние, дает
указания по выполнению принятого решения. В личности руководителя психологией управления
различаются:
1) его управленческие потребности и способности;
2) его индивидуальная управленческая концепция, включающая сверхзадачу, содержание
проблемное, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила
управления.
Управляющая подсистема обычно представлена деятельностью совместной группы большой
иерархически взаимосвязанных руководителей. Психология управления изучает способы их
сопряжения, позволяющие превратить акты их индивидуальной деятельности в целостную
коллективную управленческую деятельность. На способы такого сопряжения влияют правовые
полномочия руководителей, характер взаимосвязей выполняемых ими обязанностей, особенности
стимулирования их труда, половозрастные различия, личные взаимоотношения, и пр.
Несовершенство способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах - как конфликты,
ведомственные барьеры, местничество. Одно из важнейших направлений - изучение психологических
условий обеспечения целостного функционирования аппарата управления, поскольку предмет
деятельности управленческой - коллективный труд конкретной организации, руководимой данным
аппаратом управления, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются,
психологические особенности деятельности управленческой обретают в каждом случае специфический
характер и подлежат специальному изучению.
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
- раздел психологии, посвященный изучению
физиологических механизмов функций психических высших - физиологических процессов, кои
сопровождают процессы психические или сопутствуют им, но в коих психологи не должна искать
«своих» законов. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.
ПСИХОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
- психологическое направление, появившееся в США
конца XIX в., характерное преимущественной ориентацией на исследование приспособительных
функций психики, адаптивной роли сознания в поведении. Исследует процессы сознания с позиций их
функции в приспособлении организма к среде. Возникло под влиянием эволюционного учения в
биологии, разработанного Ч. Дарвином и Г. Спенсером, ив связи с запросами социальной практики,
потребовавшей перейти от поэлементного анализа сознания в психологии структурной к изучению роли
сознания при решении жизненно важных задач. Программным документом направления стала статья Д.
Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), где акцентировалась роль различных
составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде.
В психологии функциональной имелось несколько течений. В европейских странах среди ее
приверженцев были Т. Рибо (Франция), Н. Н. Ланге (Россия), Э. Клапаред (Швейцария), К. Штрумпф и
представители школы Вюрцбургской (Германия). В США сложился другой вариант психологии
функциональной, восходящий к У. Джемсу и представленный двумя школами - Чикагской (Д. Дьюи, Д.
Энджелл, Г. Керр) и Колумбийской (Р. Вудвортс).
Психология понималась как наука о функциях («деятельностях») сознания в их отношениях к
нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся окружению.
Область психологии тем самым существенно расширялась, охватывая не только сознание, но и
поведение (приспособительные действия), его мотивы, индивидуальные различия между людьми,
механизмы научения и прочие проблемы, сближавшие психологию с практикой.
Сторонники этого направления внесли существенный вклад в психологию экспериментальную.
Но слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и
психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую
сущность привели к тому, что это направление утратило влияние. В 20-х гг. XX в. американская
психология функциональная была оттеснена бихевиоризмом.
Hosted by uCoz