Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 599 
Next page End  

Напротив, объективные внешние появления тех же ощущений и впечатлений - например, в виде
изменения размеров зрачка, частоты пульса и прочего, - позволяют количественно оценить эти формы
поведения и «измерить» чувства. Перед психологией ставились такие задачи:
1) выявить и описать типы реакций;
2) исследовать процесс их образования;
3) изучить законы их комбинаций - образования сложного поведения. Как общие окончательные
задачи психологии намечались две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать
поведение (реакцию), и наоборот - по реакции судить о вызвавшем ее стимуле. Как естественнонаучная
база психологической теории принималась концепция рефлексов условных. Считалось, что все новые
реакции приобретаются путем обусловливания. Все действия - это сложные цепи, или комплексы
реакций. Работы И. П. Павлова позволили Уотсону дать объективное объяснение развитию навыков
или появлению новых форм поведения как результата обусловливания - образования рефлексов
условных. Но из схемы S - R невозможно понять, как появляются новые действия, - ведь изначально
организм располагает лишь ограниченным набором безусловных реакций врожденных. Так, по схеме
реакций условных никакие раздражители и их сочетания не могли бы привести, например, к тому,
чтобы собака научилась ходить на задних лапах. Поэтому довольно скоро обнаружилась чрезвычайная
ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило, S и R находятся в столь сложных и
многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается.
Экспериментальная практика не подтвердила универсальность предлагаемой схемы, и встал вопрос о
том, что имеется нечто, определяющее реакцию помимо стимула - во взаимодействии с ним. В
частности, было показано, что само обусловливание являет собой достаточно сложный процесс,
имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате
бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Один из
представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку, поместив
среднее звено - переменные промежуточные, так что схема приобрела вид S - V - R. Под переменными
промежуточными понимались внутренние процессы, опосредующие действие стимула, то есть
влияющие на внешнее поведение. К ним относятся такие образования, как цели, намерения,
потребности, гипотезы, карты когнитивные (образы ситуаций) и пр. Хотя эти переменные
промежуточные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о
коих следовало судить только по свойствам поведения. Другим вариантом ревизии классического
бихевиоризма стала концепция бихевиоризма оперантного Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в.,
где было модифицировано понятие реакции.
Скиннер, один из самых авторитетных бихевиористов, предположил, что поведение может
строиться по иному принципу - определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными
последствиями поведения. Имеется в виду, что животное или человек будут стремиться воспроизводить
свой опыт, если он имел приятные последствия, и избегать его в случае неприятных последствий. То
есть не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом. И
можно управлять поведением, положительно подкрепляя его определенные способы; на этом основана
идея обучения программированного, предусматривающая пошаговое овладение деятельностью с
подкреплением каждого шага. Исследования показали, что научение во многих случаях может быть
результатом проб и ошибок при попытках решить стоящую проблему. Это выяснение взаимодействий
между организмом и средой позволило Скиннеру развить концепции бихевиоризма, опирающиеся на
учение о рефлексах условных, и прийти к выводу, что любое поведение определяется своими
последствиями. В зависимости оттого, приятны ли эти последствия, безразличны или неприятны,
проявляется тенденция повторять данный поведенческий акт, не придавать ему значения или избегать
его повторения в дальнейшем. Так получается, что индивидуум полностью зависит от своей среды, и
всякая свобода действия - чистая иллюзия. Новый шаг в развитии бихевиоризма составили
исследования особого типа реакций условных (наряду с «классическими» Павловскими), получивших
название реакций инструментальных, или оперантных. В 70-е годы бихевиоризм представил свои
концепции в новом освещении - в виде теории научения социального. Особое направление в рамках
бихевиоризма - социобихевиоризм. Бихевиоризм существует поныне, хотя по сравнению с
психоанализом и психологией гуманистической находится на втором плане. Но его несомненной
Hosted by uCoz