Navigation bar
  Print document Start Previous page
 519 of 599 
Next page End  

ранжируются по пятибалльной системе. Наконец, составляется список потребностей и соответственных
давлений.
При анализе создается своеобразный портрет героя: каковы его доминирующие желания,
потребности, чувства; каким воздействиям он подвергается, активен он или пассивен при
взаимодействиях с миром, возможно ли удовлетворение его потребностей; добивается ли он успеха или
склонен к фрустрации; имеются ли антисоциальные поступки; каковы его ценности, что составляет его
мировоззрение, и пр.
Следует учитывать, что рассказы испытуемого всегда, исключая случаи грубой патологии,
оказываются смесью фантазийной продукции и сюжетов-клише - продуктов механизмов защитных. Как
клише может выступать все, что реально не переживалось индивидом и не является его аффективным
опытом: литературные и кинематографические сюжеты и пр. К тому же некогда реально пережитое со
временем теряет значимость и аффективную окрашенность и становится едва отличным от клише.
Напротив, некие литературные сюжеты или жизненные перипетии других людей настолько
затрагивают чувства испытуемого, что перестают быть просто усвоенными клише. Все это требует
особой чувствительности экспериментатора к любым проявлениям индивидуального стиля
испытуемого.
Для диагностики особенно информативны, по-видимому, отклонения от клише, где особенно
отчетливо проявляются реальные или воображенные отношения, чувства и поступки, чрезвычайно
значимые для испытуемого. Но и в них личностно значимая информация может маскироваться
механизмами защитными. Выявить ее помогает анализ формальных характеристик построения рассказа,
а также индивидуальные особенности речи и экспрессии, необычные темы или даже едва заметные
модификации клише.
Формальные характеристики содержания рассказа представляют собой некую абстракцию от
текста и отвечают на вопрос, что исследователь ищет в рассказе, каким образованиям личности
релевантно содержание рассказа. Выделяются следующие категории:
1) эмоциональный фон - чувства и переживания, возникающие у испытуемого; здесь возможна
не только идентификация с персонажем, но и солидаризация, оппозиция и пр.;
2) персонажи - ими могут быть либо представители самого испытуемого, либо значимые другие;
3) стремления и установки - динамические тенденции, показатели основных мотивов личности,
определяемые по характеристике персонажей, с коими идентифицирует себя испытуемый;
4) препятствия или барьеры - обнаруживаются в виде мыслей и чувств основного персонажа или
окружающих, в виде реальных действий других людей или норм социальных, препятствующих
реализации стремлений.
Формальные показатели таковы:
1) формальное следование инструкции - это может выражать уход от тем, связанных с
конфликтными переживаниями;
2) строго ригидное соблюдение инструкции - свидетельство повышенной ригидности
испытуемого;
3) излишняя детализация рассказа - может указывать на повышенную тревожность, встречается у
истероидов;
4) опускание некоих пунктов инструкции: в случае отсутствия «прошлого» или «будущего» это
может быть признаком существования конфликтных переживаний в прошлом или ожидания
неблагополучия в будущем;
5) отказ - в начале эксперимента свидетельствует о непонятости инструкции либо об отсутствии
контакта с психологом, отказ от определенных картин - об особой значимости провоцируемых ими
сюжетов;
6) неупоминание отдельных частей или деталей картины - обычно указывает, что ассоциации,
вызываемые этими деталями, вызывают тревогу;
7) введение дополнительных деталей или персонажей - почти всегда говорит об особой
значимости и близости данной темы;
8) перцептивные искажения - неправильное или искаженное восприятие каких-то деталей
картины, - как правило, следствие глубоких конфликтов;
Hosted by uCoz