Navigation bar
  Print document Start Previous page
 583 of 599 
Next page End  

направлений немало таких, что сошли со сцены в первой половине XX в. Появление и развитие
множества разногласий между школами достигли максимума в 50-е годы; затем споры стали стихать и к
настоящему времени угасли. Наступает согласие по ряду важных вопросов, различия сглаживаются по
мере углубления знаний. Теперь психологи отбирают из различных теорий и используют те концепции,
что представляются самыми ценными или глубокими. Такой подход приводит к тому, что главным
становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих определенному
направлению, но скорее желание выявить самые подходящие способы решения проблем, существующих
в жизни общества, и оказания эффективной помощи нуждающимся.
ЭКСГИБИЦИОНИЗМ -> эксхибиционизм.
ЭКСПЕКТАЦИЯ
- система ожиданий или требований относительно норм исполнения
индивидом ролей социальных; представляет собой разновидность санкций социальных,
упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных
предписаний, должностных инструкций и прочих регулятивов поведения в группе, характер
экспектаций неформализован и не всегда осознаваем. Две основные их стороны - это:
1) право ожидать от окружающих поведения, соответственного их позиции ролевой;
2) обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. При этом различаются:
1) экспектаций предписывающие - определяют должный характер исполнения роли;
2) экспектаций предсказывающие - определяют вероятностный характер исполнения этой роли с
учетом индивидуальных особенностей «исполнителя» и конкретной ситуации.
ЭКСПЕРИМЕНТ
- исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное
наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик
условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. В психологии - один из основных,
наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в
частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную
организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно
манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего
сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент,
экспериментировать - это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько
переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. Это позволяет реализовать
относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть
изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления
неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ
экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство эксперимента - в том, что можно
специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от
изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в
психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но
эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное
исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной
стороной его преимуществ. Так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не
знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого,
сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Результаты эксперимента могут
искажаться некоими факторами. Один из самых частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона; у
испытуемых может также появится эффект Хоторна. Избежать этих эффектов помогает применение
метода слепого. Выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный,
эксперимент естественный и эксперимент полевой. По иному основанию различают эксперимент
констатирующий и эксперимент формирующий. Различение последних особенно важно для психологии
возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению,
относительно независимому от обучения и воспитания, - тогда задачей оказывается констатация связей,
складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, - тогда
нельзя игнорировать сам процесс обучения. Как составная часть в эксперимент могут входить
наблюдения и психодиагностика. Естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его
состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и
Hosted by uCoz