Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 268 
Next page End  

грубая сила играла доминирующую роль, причем на сцену выступала лишь та или иная
степень ловкости или проявленной мощи. Овладев же объектом своей борьбы, самец
принимал естественно все меры к тому, чтобы кто-нибудь ее у него не отнял. На
этой почве неизбежны были ожесточенные столкновения, и уже приближение соперника
или одно предположение о готовящемся с его стороны покушении вызывали чувство
скорби, перемежающееся с бешенством и злостью. Мужская ревность в развитии
человеческого брака ознаменована такими проявлениями, которые можно было бы
считать невероятными. Здесь можно привести, например, железные пояса с замком,
которые находятся еще и в настоящее время в археологических хранилищах и в
которые заковывали средневековые рыцари своих жен перед отправлением в поход,
чтобы удовлетворить свою ревность. У некоторых диких племен женщина подвергается
тяжким наказаниям, иногда даже и смертной казни, не только за нарушение верности
в браке, но и за беседу лишь с посторонним мужчиной или за большую или меньшую к
нему близость. Брачная жизнь, благодаря ревности, превращается в ад. Гранича с
болезненным состоянием и в значительной степени с умопомрачением, она,
повидимому, представляет собою известную градацию, в смысле душевного
заболевания, какая обусловливается аналогично и алкоголизмом. Жизнь женщины при
таких обстоятельствах превращается в пытку. В виде непосредственных результатов
этого безобразного и страшного недуга являются постоянные подозрения и связанные
с ними оскорбления, дерзости, брань, угрозы, а иногда и побои, завершающиеся
нередко и убийством, в зависимости от различных обстоятельств, сопровождающих
проявление ревности. В более скромных размерах эта страсть тоже представляется
невыносимой, ибо достаточно сопряженной с ней злобы и отсутствия доверия к
личности, чтобы свести на-нет какое угодно чувство любви. Иногда говорят о
возможности, так называемой, законной ревности. Но нельзя допустить наличности
таковой, считаясь с ревностью исключительно лишь как с атавистическим пережитком
и патологическим явлением, основанным на грубой животной ограниченности. Понятны
меры, осторожно и без шума принимаемые мужем, заподозрившим свою жену в
неверности, в интересах выяснения своих предположений. Однако, какое имеет сюда
отношение ревность? При несправедливости его догадок, жена будет лишь,
разумеется, оскорблена в лучших своих чувствах. Но в случае, если его
предположения оправдались, то здесь возможны лишь два решения: могло иметь место
увлечение с ее стороны посторонним мужчиной, причем создавшееся положение вещей
причиняет ей самой глубокие страдания и побуждает исправиться, — в этом случае
прощение напрашивается само собой. Но ее любовь, с другой стороны, могла
совершенно исчезнуть, или же она обнаружила все свойства недостойной обманщицы,
— в последнем случае не имеет смысла ревность, а единственным исходом является
развод. Человеку, однако, не свойственно управлять своими чувствами в мощном их
проявлении, ревнивый же от природы, т. е. находящейся под воздействием
унаследованных особенностей, страдает неизлечимостью и вносит отраву как в свою
собственную жизнь, так и в жизнь супруга. Для таких людей брак не создан. Мы
знаем, какую огромную роль играет ревность в психопатических лечебницах, во
всевозможных судебных процессах и в литературе, так как она обусловливает
наибольшее количество несчастных и трагических случаев в жизни человеческой.
Искоренение ревности из человеческого мозга, если это только возможно, потребует
непрерывной работы воспитания и подбора. При снисходительном отношении к половым
увлечениям мужа или жены, принято говорить о супругах, что они отличаются
"недостаточной ревностью". Может действительно иметь место такая
снисходительность на почве циничного безразличия или же в связи с денежными
соображениями. Но здесь приходится уже констатировать отнюдь не отсутствие
ревности, а пробел в нравственном чувстве. Но такая снисходительность,
основанная на разумной любви, должна заслуживать лишь уважения и поощрения. Мне
хочется обратить внимание всех героев-приверженцев ревности на следующий случай.
Человек интеллигентный, пользующийся всеобщим уважением, имеющий в
счастливом браке пятерых подростков, имел случай познакомиться с подругой своей
жены, вдовою, в свою очередь, интеллигентной, наделенной умом и пользующейся
уважением. Встречи и беседы с нею послужили причиной сердечной привязанности, не
замедлившей перейти в горячую взаимную влюбленность. Допущенная ими интимная
близость могла бы им быть поставлена в вину, хотя отношения их, благодаря
устойчивости вдовы, не успели перешагнуть известных пределов. И они не нашли
ничего более благоразумного, как во всем чистосердечно признаться его жене,
которая, отбросив недостойную ревность, приняла горячее участие в судьбе этих
несчастных. Благодаря искренности всех трех участвовавших в этой щекотливой
истории лиц, все постепенно снова вошло в свою норму, причем можно было бы
Hosted by uCoz