Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 268 
Next page End  

подобные существа подчинялись, вероятно, этой же последовательности. Можно
убедиться в том, что наиболее грубые дикари, недалеко ушедшие от плотоядных
млекопитающих, стремятся жить изолированными семьями, а не племенами. Сюда
относятся, между прочим, лесные ведды с о. Цейлона, племена Огненной Земли и
западной Австралии, бушмены, эскимосы и дикие бразильские индийцы. Им при таких
условиях легче находить пропитание. Пещерные люди, без сомнения, исходили из тех
же соображений. Таким образом, можно предположить, что первобытные люди вели
охотничью и семейную жизнь. Стадная жизнь мало-по-малу обусловливалась все
развивающеюся изобретательностью, благодаря которой источники добывания пищи
(капкан, земледелие) сделались более разнообразными и обильными. Таким образом,
у человека социальная жизнь шла вслед за культурой, и нужно считать ошибочным
мнение Леббока, который допускает существование племен еще до первых зачатков
культуры. На основании строго проверенных доказательств, Вестермарк таким
образом резюмирует этот вопрос:
1. Не было такого периода, когда семейная жизнь заменялась бы жизнью
племени.
2. Брак унаследован нами от предков, которые подобны были нынешним
человекообразным обезьянам.
3. Хотя отец не в такой степени и не столь продолжительно был связан с
детьми, как мать, но он всегда брал на себя защиту семьи.
4. Критика теории промискуитета.
Некоторые социологи, и в том числе Леббок, Бахофен, Мак Леннан, Бастиан,
Жиро Телон, Вилькенс и другие, были того мнения, что в первобытном состоянии
человечества ему свойственен был промискуитет (беспорядочное смешение полов).
Это мнение следует считать весьма ошибочным, особенно, если, по Вестермарку, под
браком разуметь также и временный брак, полигамию и полиандрию, — ибо
разнообразные беспорядочные половые общения, упоминаемые вышеприведенными
авторами, даже у наиболее распущенных туземцев Таити, сводятся к таким формам.
Файзон, благодаря своей догматической теории применительно к южно-австралийцам,
усложнил дело, причем он допускает наличность промискуитета у этого племени,
хотя вместе с тем констатирует, что промискуитет в настоящее время у них уже не
наблюдается. По Керру, более основательно изучившему эти племена, им свойственна
моногамия. Выводы Бастиана, Вилькенса и др., касающиеся племен с Огненной Земли
и других, отличаются такою же неправильностью. Общность жен вовсе не свойственна
ни одному негритянскому племени Африки, мужчины же здесь, наоборот, отличаются
ревностью. И вообще такого рода явление скорее имеет место не у первобытных
племен, а у таких, которых так или иначе коснулась культура. Таким образом, не
имеют никакого представления о чести и ревности мужчины буддийских бутиев. В
моногамии живут дикие ведды. Их поговорка гласит: только смерть в состоянии
отлучить жену от мужа.
Мы знаем лишь единственный и наиболее действительный вид промискуитета,
под которым мы должны понимать проституцию культурных народов, часто насаждаемую
ими, в интересах удовлетворения своего сладострастия, и в среде диких
народностей. Из этих народностей многим свойственна безусловная моногамия,
причем не только соблазнитель у них, но и внебрачное потомство вместе с матерями
караются смертью. Нет возможности, однако, дать месту общему правилу, так как и
некоторым народностям свойственна половая распущенность до брака, другим же —
после него.
Но общим фактом безусловно следует считать то обстоятельство, что своею
развращенностью дикие народности обязаны преимущественно культурным народам,
самые испорченные представители которых устремляются в дикие страны и здесь
прививают туземцам пороки и развращенность. Дикари усваивают основы грубейшей
проституции лишь благодаря тому, что белые колонисты присваивают себе их жен.
Ввоз спиртных напитков, деятельно способствующих насаждению разврата и
расшатыванию нравственных основ, принадлежит также инициативе белых. У некоторых
арабских племен практикуется такой вид проституции, эксплоатирующей европейские
нравы, в силу которого их молодые девушки в европейских домах терпимости
накопляют себе достаточно приличные средства, чтобы вернуться снова домой и
здесь выйти замуж за соплеменника. Это можно наблюдать еще у некоторых других
народов.
Замечательно, как на это указывает и Вестермарк, что количество внебрачных
рождений и успехи проституции шли рука об руку с успехами цивилизации. При этом
город сравнительно с деревней идет значительно дальше в этом смысле. Основываясь
Hosted by uCoz