Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 268 
Next page End  

на этих, почти всюду наблюдаемых фактах, можно убедиться в том, насколько
неправильно считать промискуитет примитивною формой. Скорее его должно
рассматривать, как гнилой продукт цивилизации или полуцивилизации. Несомненная
целомудренность примитивных нравов почти всегда падала жертвой культуры. Рост
проституции в Европе идет параллельно падению брака, который должно считать
естественной и примитивной формой.
Но некоторым народам, как это подчеркивает и Вестермарк, свойственна
свобода половых сношений как до, так и после брака. Но эти же народы, по
Вестермарку, обыкновенно весьма осторожно выбирают, что обусловливает прочность
связей. Вестермарк приводит, в качестве примера, тунгтасов Индии, которым
свойственна свобода полового общения до брака, обыкновенно и являющегося
следствием этого общения. Но в то же время этот народ презирает проституцию.
Однако, Вестермарк не прав, отожествляя промискуитет с проституцией, так как в
понятие о последней входит и торговля собственным телом, что далеко не всегда
свойственно промискуитету. Но всегда представляется возможным возражать против
мнения о примитивном промискуитете у диких племен, так как, даже при наличности
полной свободы в половом смысле у обоих полов, моногамическое предрасположение
женщины и ревность обоих полов дает почти всегда брак в результате.
Промискуитет, в чистой форме, мог бы иметь место в том случае, если бы он
представлял собою род обязательства, принятого на себя по предварительному
уговору, как, например, в колонии Онеида, в Нью-Йорке, где свободные половые
сношения были вменены в обязанность всем участникам. 
В Шотландии до эпохи реформации имел место обычай, носивший название "hand
fasting", согласно которому молодому человеку предоставлялось выбирать себе на
ярмарке подругу на целый год. По истечении этого срока, оба снова становились
свободными и, по желанию, могли соединиться в браке или расстаться. Леббок
приводит также известные обычаи (служение фаллусу), господствовавшие в Греции и
Индии и обязывавшие молодых девушек отдаваться каждому встречному. Здесь,
однако, мы также имеем дело не с примитивными народностями, а с эротизмом
культурных народов. У некоторых диких племен принято угощать гостей дочерьми или
служанками, а иногда и собственными женами. Известно существование так
называемого "jus primae noctis" (право первой ночи), составляющего привилегию
королей или жрецов, причем им принадлежало право полового общения с каждой
новобрачной в первую же ночь после свадьбы и до того, как своими правами
воспользовался муж. Мы здесь, разумеется, сталкиваемся лишь с варварскими
обычаями, практиковавшимися также и европейскими дворянами и помещиками в эпоху
крепостного права по отношению к крестьянству, но нельзя говорить в этом случае
о промискуитете, как это кажется Леббоку, а лишь об осуществлении путем насилия
прав наиболее сильного.
В некоторых странах уважением пользовались любовницы и наложницы, но и в
этом нельзя еще видеть промискуитета. Теорию промискуитета пытался обосновать
Морган ссылкою на некоторые слова из лексикона дикарей, но это было весьма
ошибочно, так как неясности языка этих примитивных народностей легко ввели его в
заблуждение. Констатированное им признание родства делает такого рода
утверждение абсурдом. Бахофен еще в шестидесятых годах обнаружил, что в
древности детям часто давались имена по материнской линии, и хотя это верно,
быть может, для одной половины, но в другой половине (при этом у самых диких
племен) преобладала отцовская линия. Материнское право (матриархат) дает
основание Мак-Леннану предположить существование промискуитета, но и это далеко
не обосновано. Достаточно прямого наблюдения, чтобы констатировать материнство,
между тем, как для определения отцовства должно быть сделано заключение. Все
народы, конечно, "открывали" участие отца в деторождении, причем некоторые
склонны были его преувеличивать, считать сверхъестественным и т, д. У некоторых
народов, согласно обычаю, отец ложился после рождения ребенка в постель и
постился. Вестермарк дает более простое объяснение обозначению родства по
материнской линии, которое сводится к более близким отношениям между потомством
и матерью. При разрыве между отцом и матерью, дети, и особенно не выросшие еще,
остаются при матери. Это само собою разумеется в случаях кратковременных браков
с обменом жен и при полигамии; что же касается народов, живущих в моногамии, то
названия даются по отцовской линии. Естественным должно считать названия по
линии матери и в тех случаях, когда главенствует, согласно обычаю, дядя, причем
женщина до тех пор остается в семье, пока у нее не родится ребенок. Если все
потомство в семье японца состоит только из дочерей, то муж старшей дочери
перенимает ее фамилию. Имя играет большую роль у дикарей. Если наследование
Hosted by uCoz