Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 181 
Next page End  

21
3. Мероприятия по побуждению противника к переходу на нашу сторону. Личный состав
конкретных частей и подразделений противника, ведущих боевые действия длительное время, и
потому измотанных, истощенных, несущих серьезные боевые и психогенные потери, а также
необстрелянные военнослужащие, только что переброшенные в район боевых действий и по этой
причине оказавшиеся в экстремальных условиях, являются удобным объектом психологического
воздействия, результатом которого часто бывает массовое дезертирство или самовольное
оставление фронтовой полосы, симуляция, сдача в плен.
Выделяют следующие основные этапы подготовки и осуществления психологических операций
и мероприятий психологической войны:
1)
планирование;
2)
формулирование рабочих целей;
3)
определение и изучение объекта воздействия;
4)
выбор конкретных видов, форм, методов, способов и приемов осуществления
психологического воздействия;
5)
разработка содержания (технологии применения основных составляющих)
психологического воздействия;
6)
определение его коммуникативных контуров и условий осуществления, а при
необходимости и создание их;
7)
обеспечение контроля за эффективностью проведения конкретных операций и
мероприятий.
5. Предпосылки повышения эффективности психологического
воздействия.
Эффективность психологического воздействия на противника зависит от целого ряда факторов,
которые можно разделить на:
а) предпосылки восприятия психологического воздействия;
б) предпосылки усвоения содержания психологического воздействия.
Предпосылки повышения эффективности восприятия психологического воздействия.
Действенность психологических операций в значительной мере зависит от того, как
осуществляются восприятие, обработка, осмысление и усвоение информации объектом
психологического воздействия.
Восприятие окружающего мира (в том числе и социальное восприятие) принято считать одним
из ключевых психических процессов, от которого зависит эффективность психологического
воздействия. Под восприятием (перцепцией) окружающего мира понимается целостное
отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии
раздражителей на органы чувств человека. Восприятие представляет собой комплексный процесс,
включающий:
а) отражение стимула и ситуации;
б) их регистрацию;
в) интерпретацию воспринятого;
г) ответную реакцию на воспринятое.
Любой акт восприятия внешней информации осуществляется в форме конкретных образов,
которые в большей или меньшей степени связаны с другими психическими познавательными
процессами — мышлением, памятью, вниманием — и направляются мотивацией, имеют
определенную эмоциональную окраску.
Организуя подачу информации, необходимо всегда учитывать эмоциональный настрой объекта
и способность сообщаемой информации вызывать именно те переживания, которые обостряют
восприятие ее (интерес, любопытство, удивление).
Информация должна организовываться и подаваться таким образом, чтобы способствовать
разрядке эмоционального напряжения, возникающего у объекта в процессе психологического
воздействия. Это формирует его доверие к субъекту, проявляющееся в дальнейшем в форме
готовности к получению и усвоению новых подобных сообщений.
Следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзорное. Одной из существенных
причин неадекватного, иллюзорного восприятия является так называемая сенсорная депривация.
Сенсорная депривация — это продолжительное, более или менее полное лишение человека
чувственных впечатлений. Синдром сенсорной депривации проявляется следующим образом:
Hosted by uCoz