Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 181 
Next page End  

22
возникает сильная потребность в получении чувственных впечатлений;
возрастает внушаемость;
ослабляется способность концентрировать внимание;
нарушается нормальное течение мыслей;
часто возникает депрессия, появляются галлюцинации.
Установлено, что похожие изменения психики имеют место в случае продолжительной
социальной изоляции, в том числе в условиях вооруженной борьбы. Так, синдром сенсорной
депривации в той или иной мере возникает у военнослужащих, оказавшихся в окружении; у бойцов
групп спецназначения, долго находящихся во вражеском тылу; среди солдат и офицеров воинских
подразделений в условиях монотонного существования (например, в тыловом лагере или во
время длительного марша); среди групп населения, скрывающихся в убежищах и т.д.
Иными словами, частичная сенсорная депривация характерна в первую очередь для
военнослужащих тех подразделений, деятельность которых связана с частичной или полной
временной изоляцией от своих войск. Надо отметить, что командование таких контингентов
нередко само заинтересовано в ограничении внешней информации. Все это можно и нужно
использовать в интересах психологической войны.
Основываясь на закономерностях восприятия содержания психологического воздействия,
специалисты сформулировали ряд рекомендаций, позволяющих повысить его эффективность:
1.
Психологическое воздействие должно организовываться в соответствии с
закономерностями восприятия и при этом быть логически продуманным. Тогда оно как
бы ведет мысль объекта психологического воздействия за собой, способствует
формированию у него необходимых установок и стереотипов.
2.
Психологическое воздействие целесообразно строить в виде цепочки: стимулы и
ассоциации, тезисы и аргументы, причины и следствия. При этом в его содержании
следует идти от старого к новому, от известного к неизвестному.
3.
Надо учитывать, какие конкретные элементы психологического воздействия в большей
степени привлекают внимание. Так, абстрактные рассуждения следует чередовать с
конкретными фактами, примерами, иллюстрациями.
4.
Чем ярче, разнообразнее, убедительнее психологическое воздействие, тем легче
удержать внимание объекта, и тем эффективнее можно влиять на него.
5.
Следует принимать меры по устранению всех возможных источников отвлечения
внимания объекта психологического воздействия.
* * *
Наряду с восприятием предметов окружающего мира существует также социальное
восприятие (социальная перцепция), включающее два относительно самостоятельных типа
процессов: межличностное и межгрупповое восприятие.
Межличностное восприятие —
это восприятие, понимание и оценка человека человеком
(одними людьми других людей). Его специфика заключается в большой степени пристрастности,
что находит проявление в слитности познавательных и эмоциональных компонентов, в ярко
выраженной оценочной окраске.
С особенностями межличностного восприятия связан ряд психологических эффектов. Среди
них эффекты новизны, первичности, стереотипности, ореола.
Эффект новизны при восприятии людьми друг друга заключается в том, что по отношению к
знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация
о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.
Эффект первичности состоит в том, что вероятность припоминания нескольких первых
элементов однородного материала более высока, чем средних (при этом, чем объемнее
предъявляемый материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых
элементов припоминается);
Эффект стереотипности выражается в упрошенном и схематичном, но устойчивом
представлении о чем-либо (или ком-либо). Стереотипы стихийно складываются в условиях
дефицита информации, либо неспособности индивида интерпретировать ее адекватно. Стереотип
никогда не бывает истинным, он всегда содержит тенденциозные, заранее заданные
характеристики явления, поэтому всегда неадекватен ему. Стереотип обобщает явления по
принципу внешней схожести или случайных совпадений, однако не анализирует их глубинную
сущность.
Hosted by uCoz