Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 230 
Next page End  

широким областям знания, представляющим эволюционную адаптацию. В результате процессов
естественного отбора сформировалась особая нервная организация, позволяющая быстро воспринимать
и точно классифицировать определенные раздражители. Развитие способности быстро распознавать и
реагировать на определенные раздражители увеличивало шансы выжить и произвести потомство. Эту
гипотезу подтверждают исследования больных с повреждениями нервной системы, которые страдают
дефицитами конкретных качеств. Например, некоторые больные выборочно теряют способность
распознавать классы животных, в то время как другие больные хорошо распознают классы животных, но
у них значительно ухудшается способность распознавать другие категории, как-то: фрукты, овощи, части
тела, инструменты. Очевидно, понятийная организация мышления отражает в первую очередь
познавательные области (восходящий процесс), а не произвольное лингвистическое / культурное
(нисходящее) влияние.
Резюме
Хотя коммуникативные системы разнообразны по природе, человеческая речь уникальна в том,
что позволяет включать в коммуникативный акт предметы, удаленные в пространстве и времени, а
также предоставляет возможность образования практически неограниченного количества новых
значимых сообщений. Попытки научить животных языку показывают, что многим видам животных с
высокоразвитой нервной системой свойственно символическое мышление. Однако непосредственно
языковые способности, в том числе мыслительная способность к комплексному использованию языка,
присущи только людям.
Детям, лишенным в младенчестве и раннем детстве нормального языкового общения,
свойственна постоянная языковая ущербность вне зависимости от попыток адаптации. Развитие языка
происходит у всех детей по одинаковой схеме. Определенные временные (сенситивные) периоды
соответствуют развитию различных аспектов языка: фонетики (1 год), синтаксиса (4 года) и семантики
(16 лет).
Точку зрения нативистов, согласно которой языковые способности являются врожденными и
присущи человеку от природы, подтверждает тот факт, что любое человеческое сообщество, когда-либо
существовавшее, пользовалось сложной системой языка. Если объединить людей различных культур и
заставить общаться на простых гибридных диалектах, их дети спонтанно изобретут креольские языки,
которым присуща сложная грамматическая структура. Мозговые структуры, ответственные за языковую
функцию, примерно одинаковы у всех людей, в том числе и у тех, которые пользуются языком жестов,
например ASL.
Исследование ископаемых останков показывает, что мозговая асимметрия, связанная с
языковыми способностями, возникла от 500 тысяч до 250 тысяч лет назад. Робин Данбар предполагает,
что изначально язык возник в качестве механизма для установления связей и отношений в сообществах,
которые стали слишком велики, чтобы выполнять эту функцию при помощи взаимного ухода, как это
свойственно приматам.
Языковые способности в большей степени присущи женщинам, что свидетельствует в пользу
теории, согласно которой язык возник, чтобы способствовать укреплению общественных связей. В
большинстве сообществ приматов ядро группы состоит именно из самок, которые больше нуждаются в
системе общения для воспитания детенышей. Языковые способности выражают многочисленные
адаптивные функции, поэтому хотя языковые способности изначально существовали в зачаточной
форме, процесс естественного отбора способствовал тому, что они развились до достаточно высокого
уровня. Бурный половой отбор, возможно, также способствовал языковой эволюции. Именно благодаря
языку возможно культурное развитие человечества. Понятийная организация мышления, очевидно,
отражает в первую очередь познавательные области (восходящий процесс), а не произвольное
лингвистическое / культурное (нисходящее) влияние.
Вопросы для обсуждения
Hosted by uCoz