Navigation bar
  Print document Start Previous page
 211 of 259 
Next page End  

во всех случаях, кроме одного, он неправильно воспринимал то, что люди думали о нем. В том
единственном случае один из его начальников на работе был слегка раздражен на него, так как С.
опоздал со сдачей работы. Из этого пациент смог понять, что чаще именно его промедление, а не
качество выполнения работы, создавало проблемы и вызывало у него чувство неудовлетворенности.
С., как и многие навязчивые люди, имел убеждение, что часто функционально откладывать дела,
потому что это позволяет делать их лучше. Психотерапевт заставил его проверить это убеждение при
выполнении домашнего задания, оценивая качество выполнения различных дел по шкале от 1 до 10.
Затем он сравнил средний уровень качества выполнения дел, которые С. откладывал на потом, и тех,
которые он выполнял сразу после того, как ему их поручили. Он нашел, что его средний уровень
выполнения был слегка выше в случае с задачами, которые он решал немедленно; С. объяснял это
возросшим напряжением, которое испытывал, когда откладывал работу.
Другой метод, оказавшийся полезным для С., заставлял его сравнивать ценности и стандарты,
которые он имел для себя, с теми, которые он имел для других. Он понял, что относился к себе намного
более критически и требовательно, чем к другим, и согласился, что нет смысла иметь два различных
набора ценностей. Затем психотерапевт использовал это понимание, чтобы, когда он был очень
самокритичным, заставить его спросить себя, как бы он оценил качество своей работы, если бы ее
выполнил другой человек. С. обнаружил, что этот метод помог лучше понять себя и менее критически к
себе относиться. Однако этот метод не работает со многими навязчивыми людьми, потому что
навязчивые пациенты часто так же критичны и требовательны к другим, как и к себе.
Психотерапевт и С. также выявили основные когнитивные искажения и дезадаптивные способы
мышления, которые часто использовал С. Они включали в себя дихотомическое мышление («Если я не
выполню это задание в совершенстве, я выполню его ужасно»); преувеличение («Ужасно, если я не
делаю это хорошо»); чрезмерное обобщение («Если я что-то делаю плохо, это означает, что я
неприемлемый человек»); императивные утверждения («Я должен выполнить это в совершенстве»). С.
отслеживал использование этих мыслительных паттернов с помощью «Записи дисфункциональных
мыслей» и выяснял, как они повышают уровень его напряжения и нередко снижают качество
выполнения работы.
По мере того как С. все больше мог распознавать и понимать искажения в своих мыслительных
процессах, он все лучше давал рациональные ответы на свои автоматические мысли и ломал привычные
когнитивные и поведенческие паттерны, которые приводили к мышечным болям. Пара сессий была
потрачена на работу с его социальной тревогой, которая была также связана с перфекционизмом и
боязнью быть неприемлемым. В результате достигнутого прогресса в этих областях С. обнаружил, что
испытывает меньшую социальную тревогу и способен успешно двигаться дальше, используя те же
методы, которым он научился, чтобы снимать тревогу в связи с выполнением задач.
После 15 сессий в течение шестимесячного периода С. почти не испытывал боли в спине; когда
же такое случалось, он был в целом способен распознать источник напряжения и свои
дисфункциональные автоматические мысли, а затем изменить их. Через шесть месяцев на
дополнительной сессии С. сообщил, что по-прежнему почти не испытывает боли. У него был один
трудный уик-энд перед тем, как он должен был произнести речь, но он смог справиться с этим,
подготовить речь и сделать хороший доклад.
Предупреждение рецидивов
Большинство пациентов могут легко соскользнуть к знакомым, но дисфункциональным
когнитивным и поведенческим паттернам. Это особенно верно для пациентов с расстройствами
личности, поскольку их проблемы являются глубоко укоренившимися. Когнитивная психотерапия
имеет преимущества перед некоторыми другими формами психотерапии в разрешении этого вопроса.
Пациентам на сознательном уровне очень ясно дают понять, чем являются их проблемы, и показывают
им эффективные способы их решения. Их учат использовать такие инструменты, как «Запись
дисфункциональных мыслей», которые могут использоваться вне психотерапии, чтобы работать над
проблемными областями.
В конце психотерапии крайне важно предупредить пациентов о возможности рецидивов и
порекомендовать им внимательно следить за небольшими признаками появления проблем, которые
привели их к психотерапии. При появлении таких признаков пациенты должны провести некоторую
дополнительную работу либо сами с помощью освоенных на психотерапии инструментов, либо с
Hosted by uCoz