Navigation bar
  Print document Start Previous page
 210 of 259 
Next page End  

что я довольно ответственный человек, и меня действительно беспокоит, если у меня что-то не
получается. Сильнее всего спина у меня болела после того, как я долго откладывал какое-нибудь дело.
Психотерапевт: На диаграмме вы пишете, что, согласно вашему убеждению, что бы вы ни
сделали, это будет неприемлемым. Почему это расстраивает вас?
Пациент: Что вы имеете в виду?
Психотерапевт: Считаете ли вы, что некоторые люди могут не очень хорошо выполнять работу,
или кто-то полагает, что они выполняют ее неприемлемо, но они при этом не расстраиваются?
Пациент: Да, я знал некоторых таких людей. Тем не менее я считаю себя некоторым образом
неприемлемым или несовершенным, если я не выполняю работу на определенном уровне, который
часто кажется мне недостижимым.
Таким образом, основная схема, или убеждение, С. состоит в том, что, если он постоянно не
выполнял работу на очень высоком уровне, он был для себя неприемлем. Так как убеждение С. было по
большей части условно и было очень мало шансов на то, что он сможет выполнить работу достаточно
хорошо, чтобы быть приемлемым, его первичным симптомом была форма тревоги (то есть физическое
напряжение в спине). Однако иногда С. приходил к выводу, что независимо от того, что он делает, это
будет неприемлемо. В таких случаях, как это было во время учебы в колледже, он приходил в состояние
безнадежности и депрессии.
После раскрытия основного убеждения С. психотерапия была нацелена на его изменение,
поскольку это убеждение было основным источником и текущих симптомов С., и его ОКРЛ. Он
осознал, что усвоил чрезмерно высокие стандарты собственной матери по отношению к нему и что из-
за этого он стал слишком самокритичным и начал ожидать завышенную критику со стороны
окружающих.
Психотерапевт и С. начали исследовать обоснованность его убеждений, сначала рассмотрев,
являются ли они точными интерпретациями прошлого. В качестве одного из домашних заданий С.
составил список всех случаев, которые смог вспомнить, в которых окружающие были настроены к нему
очень критически, а также список возможных объяснений этого. С. смог вспомнить лишь несколько
случаев такого рода, и большинство относилось к службе в армии и было связано с сержантом, который
был придирчив ко всем. Тем не менее С. полагал, что во многих случаях люди неодобрительно
относились к нему, но просто не говорили об этом. Затем психотерапевт и С. обсудили, что можно
поделать с этим убеждением.
Психотерапевт: Итак, вам все еще кажется, что другие неодобрительно относятся к вам, даже
притом что вы можете вспомнить лишь о немногих случаях в прошлом, когда у вас были веские
доказательства, что это правда?
Пациент: Да, я нахожу, что все еще часто думаю, что окружающие недовольны тем, что я делаю,
и тогда я очень неуютно чувствую себя с ними.
Психотерапевт: Как, по-вашему, вы могли бы выяснять, правильны ли ваши убеждения?
Пациент: Не знаю.
Психотерапевт: Ну что вы вообще делаете, когда хотите что-то узнать?
Пациент: Надо спросить об этом.
Психотерапевт: Почему вы не можете поступить так в этих ситуациях, чтобы понять, истинно ли
ваше убеждение, будто окружающие неодобрительно к вам относятся?
Пациент: Я полагаю, что могу, но им могут не понравиться мои вопросы и они не скажут мне
правду.
Психотерапевт: Бывает и такое, но в большинстве случаев, если вы спокойно и осторожно
спрашиваете кого-то, как он себя чувствует, вы получаете честный ответ. Например, вы можете
представить, как вы спросите своего босса, что он думает о вас и вашей работе?
Пациент: Я полагаю, что могу сказать, например, так: «Джек, вы, кажется, чем-то обеспокоены.
Вас что-то не устраивает в том, как идет мой проект?»
Психотерапевт: Да, я думаю, это хороший способ. Предлагаю вам такое домашнее задание на
следующую неделю: всякий раз, когда вам кажется, что кто-то относится к вам неодобрительно,
откровенно спрашивать об этом и записывать, что вы ожидали услышать и что вам действительно
сказали.
Пациент: Хорошо, я попробую.
Это был пример постановки поведенческого эксперимента для проверки конкретного
дисфункционального убеждения. В течение следующей пары недель С. несколько раз спрашивал
окружающих, что они думали, когда, по его мнению, они оценивали его критически. Он обнаружил, что
Hosted by uCoz