Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 99 
Next page End  

Рэймонд Бакленд: «Цыгане. Тайны жизни и традиции»
25
«Куда идут цыгане,
там есть и ведьмы».
Цыгане действительно нередко были шарлатанами, но надо признать и то, что
определ¸нные магические способности у них вс¸?таки есть. Одним обманом, жульничеством и
надувательством невозможно было бы заниматься на протяжении стольких столетий. «Нет
дыма без огня», — гласит пословица. Цыгане на протяжении многих веков оставались
хранителями древних тайн и распространителями этого знания по всему миру.
Клебер заявляет, что шувани происходят от союза молодой девушки с духами воды или
огня. (The Gypsies, 1967). Хотя в настоящее время цыгане не слишком верят в подобные
легенды. Верно то, что многие шувани проходят через своеобразное испытание, подобное
испытанию?видению индейцев, обретающих ранее неизвестное знание. Однако большинство
воспитываются под началом старой шувани и перенимают е¸ опыт.
Среди цыган распространено много предрассудков. Приметы, запреты, предсказания —
вс¸ это часть повседневной жизни кочевников. В основе всего лежит вера в духов — духов
земли, воды, воздуха, лесов и полей. Шувани могут общаться ними. Они выделяют духов тр¸х
стихий. Духи воздуха весьма независимы; они легко могут и навредить человеку, и, наоборот,
помочь ему. Им также нравится сбивать людей с пути. Духи земли, напротив, часто называются
благородными; они дружелюбны и дают добрые советы. Духи воды могут быть любыми.
Иногда, в хорошем настроении, они помогают людям, а иногда могут быть мстительными,
вредными или, по крайней мере, недружелюбными.
Я встречался с одной шувани близ маленького городка Бетус?и?Коэд в Северном
Уэльсе. Бетус?и?Коэд, что интересно, — одно из множества мест, Гвиннеде, где самые
разные люди почти регулярно встречают фей и эльфов.
Когда я впервые встретился с шувани Брегус Вуд, 1990 году, ей уже было за восемьдесят
лет. Она рассказала мне, что колдовским искусствам е¸ обучала мать начиная с семи лет.
Первые два?три года она запоминала названия растений и их лечебные свойства. Затем мать
научила е¸ готовить мази и снадобья, смеси, припарки и порошки. Похоже, Брегус была
прирожд¸нной цели?тельницей, так как уже в тринадцать лет прославилась на вс¸ графство, и
цыгане специально приезжали встретиться с ней. Поэтому, как она сказала, было естественно
продолжить сво¸ обучение и заняться исцелением с помощью рук (см. главу 6), а затем перейти
к заклятиям и заговорам (главы 5, 9 и 12). Когда Брегус было тринадцать лет, е¸ мать умерла, и
девочка, несмотря на свой юный возраст, стала шувани племени.
Леланд пишет:
«Женщины превосходят мужчин в проявлении некоторых способностей,
связанных с тайными и оккультными влияниями или силами». И в самом деле,
шувани бывает гораздо больше, чем шувано, хотя последние также пользуются
известностью, как и их «кол?леги»?женщины. Леланд также утверждает: «Магия
цыган — не обязательно обман, хотя они пользуются ею и чтобы обманывать. Они
сами верят в свои колдовские чары и пользуются ими для себя. Они также верят в то,
что существуют женщины — и иногда мужчины, — которые обладают
сверхъестественными способностями, частично унаследованными и частично
приобрет¸нными» (Gypsy Sorcery, 1891).
Иногда на то, что реб¸нок станет колдуном или ведьмой, указывает знак на его теле при
рождении. Некоторые называют такие знаки «стигматами», объясняя их происхождение
травмами, полученными отцом или матерью непосредственно перед рождением реб¸нка.
Например, если отца лягнула лошадь и реб¸нок родился с отметиной в виде подковы, то это
считается знаком того, что он может стать шувани. Реб¸нка будут воспитывать
соответствующим образом под руководством знающего человека. К матери такого реб¸нка
также относятся с величайшим почтением; как выразился один писатель: «Смотрят на не¸ как
на богиню?мать и почитают».
Hosted by uCoz