Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 99 
Next page End  

Рэймонд Бакленд: «Цыгане. Тайны жизни и традиции»
8
мужской половой орган «кар». Тригг пишет: «Кар настолько священен… что он упоминается в
<цыганских> молитвах» (Gypsy Demons, 1973).
Чарлз Годфри Леланд (1824?1903), первый председатель Цыганского фольклорного
общества, в своей книге «Цыганское колдовство и гадание» (Leland Ch. Gypsy Sorcery and
Fortune Telling. London: Fisher?Unwin, 1891) упоминает цыганскую богиню по имени Гана,
которую он отождествляет с Дианой. Я наш¸л упоминания о Гане среди ромов двух областей
Англии. Сходна с Дианой, по крайней мере именем, и Дина валахских цыган.
Цыгане верят, что реб¸нок рождается в мире мощных сил, как положительных, так и
отрицательных. Вскоре после рождения его нужно окропить сол¸ной водой и дать имя, это
своего рода «крещение». (Многие также окуривают новорожд¸нного ладаном, как поступают,
например, члены современной викки.) В Скандинавии у входа в шалаш, где родился реб¸нок,
разжигают большой кост¸р. Его назначение — отогнать злых духов на время «крещения»
младенца. В результате о борьбе добрых и злых начал на земле цыган будет помнить на
протяжении всей своей жизни.
Иногда допускается христианское крещение, но по причинам, которые Церковь вряд ли
одобрила бы. В книге «Цыгане: странники мира» (McDowell В. Gypsies: Wanderers of the World.
Washington, D. C: National Geographic Society, 1970) цыган Клифф Ли сообщает следующее: «Я
часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу
монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз
крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли
взаймы». Так что доход может приносить даже новорожд¸нный!
Цыгане хотя и придерживаются так называемого «мужского шовинизма», в религиозной
сфере предпочитают поклоняться женским образам. У них, например, есть святая, которую они
называют «Ч¸рная Сара» или «Сара Кали». Во многих отношениях она отличается от святой
Сары у католиков. О ней есть две легенды. Согласно одной легенде, египтянка Сара была
служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц
Марии Магдалины) и путешествовала вместе с ними. После жестокого шторма Сара спасла их,
найдя по зв¸здам путь к берегу.
Согласно второй, более интересной легенде, Сара была цыганкой из табора,
остановившегося у реки; к нему и подплыла лодка со святыми. Франц де Билль (Franz de Ville.
Tziganes. Brussels, 1956) излагает эту историю следующим образом:
«Первой из нашего народа, получившей Откровение, была Сара Кали. Она была
благородного происхождения и возглавляла племя на берегах Роны. Она знала многие
переданные ей тайны… Ромы в то время исповедовали многобожие; раз в год они
возлагали на плечи статую Иштари (Астарты) и выходили в море, чтобы получить там
благословение. Однажды Саре было видение, из которого она узнала о прибытии
праведников, присутствовавших при смерти Христа, и что ей нужно будет помочь им.
Сара увидела, как они подплывают в лодке. Море было неспокойным, и лодка могла в
любое мгновение пойти ко дну. Сара бросила сво¸ платье на волны и, используя его
как плот, подплыла к праведникам и помогла им достичь берега».
Слово кали с цыганского переводится двояко: «ч¸рная» и «цыганка». Статуя Сары
находится там, где предположительно высадились две Марии — в крипте церкви Святых
Марий Морских на острове Камарг, близ устья реки Роны. К этой церкви ежегодно совершают
паломничество тысячи цыган. До 1912 года заходить в крипту могли только они, но сейчас
посетить е¸ может каждый. Клебер описывает это помещение так: «Слева, как войд¸шь,
располагается старый алтарь, языческий (некоторые говорят, что он предназначался для
жертвоприношения быков Митре, но этому нет доказательств), в центре стоит христианский
алтарь III века, а справа — статуя Сары» (Пе Gypsies, 1967). Одно из традиционных
паломничеств совершается утром 25 мая. Огромная процессия направляется к морю, где статую
символически погружают в воду, как выразился Клебер, «таким же образом, каким это
совершали во всех культах великих богинь плодородия».
Цыганское слово для обозначения Бога — «Дуввель» («Девель» или «Дэл» в разных
Hosted by uCoz