Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 348 
Next page End  

138
Если лишение человека  сенсорной стимуляции вызывает
состояние  внутреннего психического напряжения, сравнимое с
тем напряжением, которое возникает при неудовлетворении из-
вестных  физиологических  потребностей,  можно предположить,
что энергетический поток и мотивация когнитивной  деятельности 
не  связаны только  лишь с этими потребностями. Имеется само-
стоятельная физиологическая  потребность в информации, что
возможно связано с избыточностью энергетического обеспечения
базовых физиологических нужд. Информационная потребность –
не только результат когнитивной  деятельности в известной це-
почке: потребность – отрицательные эмоции – мотивация – когни-
тивная деятельность – удовлетворение  потребности – положи-
тельные эмоции, но и как бы остаток избыточной психической
энергии,  нереализованный  в  ходе удовлетворения базовых фи-
зиологических  потребностей.
Внешняя среда играет при этом роль связующего, преципи-
тирующего агента, который осаждает, поглощает и утилизирует 
психическую энергию путем предоставления различных сенсор-
ных стимулов  и раздражителей. Чем большим количеством оста-
точной психической энергии обладает индивид, тем большее  ко-
личество  нейтральной информации (то есть информации, не
имеющей отношения к удовлетворению основных биологических
потребностей) должен  получить индивид.
Феномены, связанные с сенсорной депривацией, не только
легко теоретически объяснимы с ассимиляционной точки зрения,
но и великолепно доказывают ассимиляционный принцип по-
строения  психической деятельности.
Когда  мы  можем  ожидать максимальное количество сво-
бодной психической  энергии у человеческого индивида? В соот-
ветствии с онтогенетическим  принципом  –  в  раннем детстве. И
внутренняя свободная психическая энергия настолько явно прояв-
ляется в  детях,  что некоторые даже сравнивает ее с инстинктом:
творческие способности детей «в особенно яркой форме выража-
ется в  организуемых ими играх, диктуемых внутренней потребно-
стью, в которых проявляется много фантазии и воображения. И в
этом смысле  игра, детские  рисунки,  лепка, разнообразные про-
явления двигательной активности (дома, во дворе) представляют
Hosted by uCoz