Navigation bar
  Print document Start Previous page
 325 of 348 
Next page End  

325
Родоначальником  проблематики каузальной атрибуции,
сложившейся в рамках когнитивистской ориентации, считается  Ф.
Хайдер, впервые  сформулировавший саму идею каузальной атри-
буции и давший систематическое описание различных схем при-
чинных  объяснений (164).
Основная идея Хайдера заключалась в том, что в принципе
существуют различные виды  атрибуции:  Хайдер  их  определял 
как «личную»  и «безличную», т.е. как преобладающее стремление
приписать причины каких–то событий действиям определенных 
личностей или, напротив, действием обстоятельств. Более полное
развитие  идея  Хайдера  получила  в исследованиях Келли, кото-
рому принадлежит наиболее систематическое изложение проблем
каузальной атрибуции. Основная идея Келли заключается в  том, 
что  не
только  существуют  различные  виды атрибуции, но и что каждо-
му человеку присущи некоторые априорные каузальные представ-
ления и каузальные ожидания. И, таким образом, каждому челове-
ку свойственно вписывать те или иные события происходящие с
ним или  окружающими людьми в определенные каузальные рам-
ки.
Келли  расширил схему Хайдера, включив в модель анализа
вариаций каузальной атрибуции три элемента: субъект, объект и
ситуацию. Соответственно этому приписывание причин может
осуществляться по трем линиям: причины  могут  адресоваться 
субъекту, объекту  и ситуации. Келли описывал каузальное про-
странство индивида в виде куба, каждое измерение которого обо-
значает  определенное направление приписываемых причин.
Дальнейшее развитие теории каузальной атрибуции  приве-
ло  к открытию атрибутивных закономерностей, вошедших в клас-
сику психологии  личности. В эксперименте Э. Джонса и Р. Нисбе-
та было показано, что участник событий, как правило, приписыва-
ет  причину обстоятельствам  (как  в  примере с вкладчиком), в то
время как наблюдатель – личности деятеля (168).
Кроме ошибок, возникающих из–за различной позиции вос-
принимающего человека, был установлен еще целый ряд  доста-
точно  типичных ошибок атрибуции. Келли суммировал их сле-
дующим образом: 1  класс – мотивационные ошибки каузальной
Hosted by uCoz