Navigation bar
  Print document Start Previous page
 328 of 348 
Next page End  

328
Интуитивно мы всегда используем этот процесс в практиче-
ской жизни. Например, это легко заметить в процессе  воспитания 
ребенка,  когда  мы  делаем резкий крен в сторону личностной кау-
зальной  атрибуции,  заведомо  «перегибая палку» и не боясь при
этом срыва функционирования психики  ребенка,  ибо  чем  боль-
ше энергии содержит живая система, тем больший груз ответст-
венности  она  может  «взвалить» на свои плечи. Никому из взрос-
лых не придет в голову подчеркивать ребенку, что в тех или  иных 
естественных  его  промахах  или ошибках виноват не он, а об-
стоятельства. Представьте себе, что ваш ребенок, балуясь, опроки-
нул чашку с кофе на ваши брюки, и вы объясните это  тем,  что 
юный возраст определяет его гиперактивность, а незрелость тон-
кой моторики определяет его неловкость. Наверное, нет. Вы укаже-
те ему на его неловкость, вы пристыдите его, может быть даже 
накажете –  ведь  так? Теперь представьте себе что тоже самое
происходит за столом, только чашку с кофе вам на брюки проли-
вает ваша старенькая мама или отец. Скорее всего вам даже в го-
лову не  придет упрекнуть их в личной неловкости, вы всеми си-
лами постараетесь сгладить ситуацию, подчеркивая, что у чашки
скользкая ручка,  что  она слишком горячая, что это бывает с каж-
дым и т.д. В одной и той же ситуации мы совершенно по разному 
реагируем  на одно и тоже поведение.
В  данном  случае я вижу несомненное присутствие психо-
терапевтическом момента. Мы не боимся указать на личностную
атрибуцию ребенку, но мы постараемся избегнуть этого в случае с
пожилым человеком. Если мы утешаем  взрослого  человека,  мы 
будем стараться апеллировать к ситуационной атрибуции. 
Этот  момент не рассматривает теория каузальной атрибу-
ции, но это важно учитывать в психотерапии. Если мы работаем с
человеком в стадии завершения личностного роста, следует скло-
няться в сторону переноса каузальной атрибуции с личностной на 
ситуационную (я  называю это каузальным трансфером), иначе это
может привести не к улучшению, а к ухудшению состояния паци-
ента. Усиливать личностную каузальную атрибуцию мы имеем
право только  в том случае, если уверены в достаточном энергети-
ческом потенциале личности, что чаще всего следует ожидать у
детей, подростков и креативных личностей. 
Hosted by uCoz