Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 348 
Next page End  

89
О гуманистической психологии речь особая. Вся ее суть 
сводиться  к тотальному отрицанию биологических факторов, де-
терминирующих личностный онтогенез. 
Одной из наиболее типичных и известных теорий дурного 
бесконечного развития личности является теория Гордона В. Ол-
порта. Отрицая  биологическую обусловленность онтогенетиче-
ского развития личности и выводя феномен развития личности и
ее функционирования за рамки основных законов, которым подчи-
няются все живые системы, он неоднократно подчеркивал во всех
своих работах, что  основной характеристикой и естественным
способом существования личности является непрерывное станов-
ление,  беспредельные возможности  развития и активное отноше-
ние к миру. При этом Олпорт допускал очень типичную ошибку.
При построении своей  теории  он  использовал  метод изучения
и обобщения личностных качеств выдающихся творческих, про-
грессивных представителей человечества «людей в своем непре-
рывном  развитии  вырывающихся  за пределы  своего  общества, 
времени,  эпохи» (11). Описывая их свойства: «сопротивление
равновесию: напряжение скорее  поддерживается, нежели устраня-
ется» (133), он приводит различные примеры, в том числе Рауля
Амундсена с его непрерывным преодолением  огромных  трудно-
стей,  навстречу которым стремился полярный исследователь и
делает на основании этого совершенно безосновательный вывод,
что непрерывное становление – основная форма существования
личности и личность – это скорее процесс,  чем  законченный про-
дукт.
Чтобы  существовать как личность, подчеркивал Олпорт, че-
ловек должен творчески относиться к миру и развивать свой  соб-
ственный  взгляд  на него, ставить перед собой новые задачи и
решать их новыми способами.
Рассматривая личность как открытую, постоянно развиваю-
щуюся систему, Олпорт стремился исследовать истоки, основные 
условия и  главные линии развития личности в онтогенезе. Решая
проблему развития мотивов, он выдвинул концепцию «функцио-
нальной автономии мотивов» (131). Мотивы взрослого человека
следует  рассматривать,  пишет Олпорт, «как бесконечно разнооб-
разные и самоподдерживающиеся (selfsustaining) современные
Hosted by uCoz