Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 200 
Next page End  

продвигаться вперед от ступени I1
через II1, к ступени II2. Но каждое такое ускорение или
(относительное) отставание предположительно видоизменяет все более поздние стадии.
III. локомоторно-
генитальная
стадия
Инициатива
против
чувства вины
II. мышечно-
анальная стадия
Автономия
против
стыда и сомнения
I. орально-
сенсорная стадия
Базисное доверие
против
недоверия
1
2
3
Рис. 11
Таким образом, эпигенетическая диаграмма представляет систему зависящих друг от друга
стадий; и хотя отдельные стадии, возможно, изучены более или менее основательно (или же обозначены
более или менее точно), диаграмма предполагает, что их исследование всегда должно вестись с учетом
полной конфигурации стадий. В таком случае, диаграмма привлекает мысль исследователя ко всем ее
пустым клеткам: если мы занесли базисное доверие в клетку I1, а целостность в клетку VIII
8
, то мы
оставляем открытым вопрос о том, каким доверие могло бы стать на стадии, где господствует
потребность в целостности, равно как мы оставили открытым вопрос о том, на что оно может походить
и как собственно его называть на стадии, где доминирует стремление к автономии (II1). Все, что мы
намереваемся подчеркнуть, сводится к следующему: доверие, вероятно, развивается по своему
собственному плану до того, как оно становится чем-то бОльшим в том критическом столкновении, где
развивается автономия, - и так далее, вверх по вертикали эпигенетической матрицы. Если мы
предположим, что на последней стадии (VIII1) доверие развилось в наиболее зрелую веру, какую только
пожилой человек мог собрать в своей социальной среде и исторической эпохе, наша карта позволяет
высказать соображения не только о том, каким мог бы быть такой человек, но и о том, какие
подготовительные стадии он должен был бы пройти. Из всего этого должно быть ясно, что карта
эпигенеза предполагает глобальную форму мышления и переосмысливания, которая оставляет детали
методологии и терминологии для последующего изучения.
[Впрочем, если оставить этот вопрос совершенно открытым, пришлось бы затем опровергать
некоторые неправильные употребления всей этой концепции в целом. Среди них - предположение о
том, что чувство доверия (как и все другие постулированные нами «положительные» чувства) является
достижением,
которого индивидуум добивается на данной стадии раз и навсегда. Фактически,
некоторые авторы так настойчиво стремятся сделать из этих стадий шкалу достижений, что беззаботно
пренебрегают всеми «отрицательными чувствами» (базисным недоверием и пр.), которые есть и
остаются динамическим дополнением (до целого) «положительных» чувств на протяжении всей жизни.
Предположение, что на каждой стадии достигается ценное качество, невосприимчивое к новым
внутренним конфликтам и к изменяющимся условиям, по-видимому, представляет собой проекцию на
развитие ребенка той идеологии успеха, которая может опасно пропитывать наши личные и
общественные мечты и делать нас неспособными к усиленной борьбе за наполненное смыслом
существование в новой, индустриальной эре истории. Личность непрерывно ведет бой с опасностями
существования, равно как метаболизм тела борется с распадом. Когда мы сталкиваемся с диагнозом
состояния относительной стойкости и симптомами ее ослабления у одного и того же человека, мы
просто более открыто смотрим в лицо парадоксам и трагическим потенциалам человеческой жизни.
Очищение данных стадий от всего, кроме их «достижений», имеет свою противоположность в
тенденции описывать или тестировать их в качестве «черт» или «стремлений» (личности) без какой-
либо предварительной попытки установить связь между развиваемой на протяжении этой книги
концепцией и любезными сердцу других исследователей понятиями. Хотя сказанное выше и звучит
отчасти как сетование, я не намерен замалчивать тот факт, что сам побудил других к ошибочным
толкованиям и применениям данной концепции, наделив эти позитивные силы человека названиями,
которые благодаря своему прошлому приобрели бесчисленные коннотации поверхностных достоинств,
показной воспитанности и всемерных добродетелей. Тем не менее, я убежден, что между эго и языком
существует внутренняя связь, и что вопреки происходящим с ними злоключениям основные слова
Hosted by uCoz