Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 200 
Next page End  

взаимодействие, давая малышу то, что он способен получить, посредством хороших искусственных
сосок, и компенсировать упущенное орально путем насыщения других рецепторов, помимо оральных,
то есть удовольствием малыша от того, что его держат на руках, согревают, улыбаются и говорят с ним,
укачивают и т. д. Мы не вправе позволять себе ослаблять нашу коррективную изобретательность.
Однако в данном случае (как, впрочем, и в любом другом) кажется, что если мы потратим совсем
немного нашей целительной энергии на продуманные превентивные меры, то сможем содействовать
лечению и сделать его проще.
Перейдем теперь ко второй стадии, в течение которой способность приближать(ся) более
активно и направленно, а также получаемое от этого удовольствие, растет и обретает более зрелый
характер. Прорезаются зубы, а с ними - удовольствие кусать за что-нибудь твердое, прокусывать и
откусывать кусочки от чего-либо. В случае короткой конфигурационной игры (configurational play)
можно увидеть, что модус кусания способствует объединению ряда других активностей (как это делал
первый инкорпоративный модус). Глаза - поначалу относительно пассивная система, принимающая
впечатления по мере того, как они поступают - научились к этому времени сосредотачиваться на
объекте, отделять и «выхватывать» предметы из неясного фона и прослеживать их движение. Органы
слуха также научились различать значимые звуки, относить их к определенному месту и направлять
соответствующее изменение позы (подъем и поворачивание головы, подъем и поворачивание верхней
части тела). Руки научились тянуться, а кисти - схватывать более целенаправленно.
Вместе со всем этим устанавливается ряд интерперсональных паттернов, сосредоточенных на
социальной модальности взятия (taking) и удерживания (holding on to) разных предметов - и тех, что
предлагаются и отдаются более-менее свободно, и тех, которые имеют более или менее выраженную
тенденцию ускользать. По мере того, как малыш научается менять позы, перекатываться со спины на
живот, приподниматься и садиться в кроватке, он должен совершенствовать механизмы схватывания,
исследования и присваивания всего, что находится в пределах досягаемости.
Итак, дополним нашу карту этой второй стадией (рис. 2).
[В первом издании эта карта была
организована таким образом, чтобы ее можно было читать сверху вниз, как печатный текст.
Впоследствии я согласился с многочисленными рекомендациями изменить ее строение так, чтобы карта
развития стала восходящей, подобно родословным деревьям и иллюстрациям эволюционного
происхождения. - Э. Г. Э.]
Рис. 2
На стадии II в оральной зоне доминирует модус 2 (инкорпорация посредством кусания).
Прогресс при переходе от стадии I к стадии II (и затем к последующим стадиям) представлен на карте
движением по диагонали направо и вверх. В данном случае прогресс означает, что либидо ребенка в
подходящее время идет дальше, чтобы наделить силой второй модус органа, который, в свою очередь,
поведет к интеграции новой социальной модальности - взятия (taking). Таким образом, новая стадия
означает не зарождение новой зоны или модуса, а лишь готовность узнать их больше на собственном
опыте, управлять ими более координированно и усвоить их социальное значение с определенной
законченностью.
Что если этому прогрессу мешать, ускоряя или задерживая его? Тогда отклонения должны
наноситься в горизонтальном или вертикальном направлениях. Горизонтальное отклонение (I1-I2)
соответствует преждевременному продвижению к модусу следующей стадии (рот малыша, вместо того
чтобы сосать без напряжения, крепко сжимается). Вертикальное отклонение (I1-II1) означает
«прилипание» к модусу, который оказался приносящим удовлетворение. Горизонтальное отклонение
приводит к фиксации зоны,
когда индивидуум держится за получение оральных удовольствий от
особенностей различных модусов. Вертикальная фиксация - это фиксация модуса, когда индивидуум
склонен чрезмерно проявлять модус 1 в различных зонах; он всегда хочет получать (to get), независимо
Hosted by uCoz